Надежда Левченко
Консультация «Детские сады в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москвы Школа N1582, д\о N2
Доклад на тему:«Детские сады в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.»
Выполнила:
воспитатель старшей группы N6
Левченко Надежда Вениаминовна
Москва - 2019 год
1. Особенности дошкольного воспитания в 1941 - 1945 годы
Публикация «Консультация „Детские сады в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г,“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Консультации, расскажите ребенку о войне
- Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Детский сад в годы войны являлся государственным советским учреждением общественного воспитания детей в возрасте от 3 до 8 лет, а в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 8 сентября 1943 г. «О приеме детей семилетнего возраста в школы», с 7 лет. Работу проводили на основе «Устава детского сада» и программно - методических указаний НКП РСФСР.
К началу войны закрепился «нормальный» тип детских садов, обеспечивавший 6 - 12 часовое пребывание детей. Понятие «тип детского сада» - это постоянное учреждение общественного дошкольного воспитания, реализующее единую программу детского сада, обеспечивающее комплексное воспитание, обучение, подготовку к школе, присмотр, уход и оздоровление детей. В сложные годы войны решением руководства страны были созданы новые типы воспитательных учреждений - дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома и санаторные сады для детей с туберкулезной интоксикацией.
С растущими потребностями страны в увеличении дошкольных учреждениях, активно развивались разные формы дошкольного воспитания. Определение «форма дошкольного воспитания» - временно, в основном на общественных началах, организованная дошкольная работа с целью удовлетворения потребностей населения в присмотре и уходе за детьми. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей.
Суровым испытанием подверглась наша страна с первых дней Великой Отечественной войны, чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Государственные и общественные организации и учреждения занимались устройством и воспитанием детей фронтовиков дошкольного возраста. Перед дошкольниками работниками возникли сложные задачи. Нужно было срочно открывать новые детские сады. Трудностей было много: не хватало детской мебели, белья, игрушек. Вопрос с кадрами решался легче, так как в места эвакуации прибывали дошкольные работники со специальным средним или высшим образованием из Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы, Минска и других городов.
Дошкольное учреждение служило примером правильного воспитания детей и оказывало помощь родителям в воспитании ребенка в семье. В условиях военной обстановки возросла роль детского сада и требования к педагогу, усилилась ответственность за воспитание детей. Перед детскими садами встала важная задача: принять в детские сады детей мобилизованных, матерей - одиночек и эвакуированных детей, проявлять материнскую заботу о них, охранять жизнь и здоровье.
В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах. Внимание педагогов было усилено на защиту психики ребенка. В период блокады в Ленинграде определение ребенка в детский сад означало спасение и сохранение его жизни. Ленинградцы в невероятно тяжелых условиях организовывали новые детские сады. Почти все детские сады скоро превратились в интернаты. Малыши попадали сюда прямо с эвакопунктов, из опустевших, вымерших квартир, слабые и больные. Часто дети не знали своего имени и фамилии. Педагоги воспитывали не просто словом, прежде всего личным примером. Их опыт поражает любого, кто соприкоснулся с ним.
Основные требования, предъявляемые дошкольным работникам – знание детей и любовь к ним. Требование «знать детей» предполагает воспитание в системе, зрелое методическое руководство. До того ли было, казалось в блокаду? Спасти ребенка, согреть, обласкать. Все воспитатели трудились в очень сложных условиях: недоедали, недосыпали, не имели выходных дней и отпусков, но находили силы в себе шутить и улыбаться с детьми, играть, заниматься с ними, порой заменяя им родителей.
Несмотря на суровое трудное время, в детских садах проводились занятия по всем разделам программы. Планировалась воспитательная работа. Бомбежки, воздушные тревоги, ранения, смерть - теперь стали бытом. Дети жили одной жизнью с взрослыми - ожиданием окончания войны, разгрома фашистов. В этих условиях особенное значение приобрело воспитание детей всесторонне развитых, инициативных, смелых, настойчивых, самостоятельных, бережливых и трудолюбивых, приспособленных к военному времени. Особое внимание уделялось физическому воспитанию. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия, прогулка - все это помогало укрепить здоровье детей, поднимать их жизненный тонус. Дети старших групп спали на свежем воздухе в спальных мешках (все это делалось под контролем врача). Содержание прогулок тщательно продумывалось воспитателями. На прогулки выносили мячи, прыгалки, организовывали подвижные игры. Дети строили из песка блиндажи, траншеи, окопы, наблюдательные пункты, где на возвышении стоял командир.
В детском саду был твердый режим дня, соблюдение гигиенических норм, воспитание культурно-гигиенических навыков. Особенно актуально было воспитание любви к Родине. Патриотизм, взаимопомощь, умение и стремление быть полезным. Работники детского сада, и особенно воспитатели, личным примером показывали образцы мужества, бесстрашия, самоотверженного труда. Ловкий, выносливый, храбрый красноармеец стал тогда идеалом каждого малыша. Изменились игры детей. Любимыми героями игр стали: пулеметчики, танкисты, летчики, моряки, солдаты, разведчики и партизаны. Дети «шли в бой», закрывали своим телом товарища, вытаскивали с поля боя «раненных». Ежедневно воспитатели рассказывали детям о героях фронтовиках. Читали им заметки из газет, стихи о бойцах и командирах, пели военные песни.
Малыши с педагогами писали письма на фронт, вкладывали туда свои рисунки. Фронтовики благодарили их, просили их любить свою родину и ненавидеть врагов. Письма шли из детских садов на фронт и с фронта – в детские сады. Какими они становились могучим воспитательным средством!
Важной была работа с родителями. Воспитатель был частым гостем в семье, проявляя заботу. Собственным примером, советом воспитатель мог оказать матери большую помощь в уходе за ребенком, его воспитании. В практике детских садов в условиях военного положения широко использовались ознакомление детей с окружающей обстановкой, посещения госпиталей, проведение концертов для раненых, переписка с родителями, вышивание кисетов и рукавиц для бойцов, склеивание конвертов и т. д. Задачи нравственного, трудового, патриотического и эстетического воспитания решались через включение детей в общую работу ради победы, что многократно повышало общественную значимость дошкольной работы. Дети рисовали, лепили, делали аппликации, хотя было сложно достать бумагу, краски, цветные карандаши. Для занятий лепкой, педагоги заранее готовили глину и запасали ее на зиму. В группах устраивалась выставка поделок.
Вспоминая работу дошкольных педагогов, особенно в первые годы войны, поражаешься самоотверженности и мужеству этих людей. Отвечая за жизнь и здоровье своих питомцев они: сохраняли нормальные условия жизни в детских садах, обеспечивали подготовку бомбоубежищ, заготавливали топливо, овощи и т. д. Работающие на кухне из ограниченного ассортимента продуктов старались выполнить меню. Каждый сотрудник честно выполнял свой долг, понимая огромную ответственность. Война постоянно напоминала о себе и в группах рядом с игрушками лежали детские противогазы. Это было противоестественно, но необходимо. Педагоги проявляли максимум творчества, выдумки, стараясь разнообразить жизнь детей. Организовывали теневой театр, драматизацию сказок, дни рождения, праздники. Мастерили танки, самолеты, пушки и с этими атрибутами ребята шагали в праздничном шествии. Музыка помогала детям забыть свои страхи, отвлечься от жестокой реальности. Даже во время бомбежек, песня делала свое дело.
На регулярных музыкальных занятиях при разучивании песен у детей развивалось умение слушать и узнавать музыку, выявлялись индивидуальные способности каждого ребенка. Велась работа по развитию движений. Дети учились ходить под музыку, разыгрывали сцены из сказок. Для каждого праздника тщательно разрабатывался сценарий, воспитатели готовили костюмы, оформляли зал. Так, несмотря на очень напряженную обстановку в декабре 1941 года воспитатели в детском саду проводили Новый год. За опущенными маскировочными шторами в красочно оформленной группе происходило что-то сказочное. Дети были одеты в костюмы персонажей разных сказок. В центре комнаты стояла огромная украшенная игрушками елка. Здесь же Дед мороз и Снегурочка. Веселые хороводы сменяются играми, шутками, загадками. Взрослые, с улыбкой и слезами на глазах, смотрят и не узнают своих детей. Горе и забота отступила.
Потребность населения в детских садах продолжала расти. Сеть дошкольных детских учреждений в городах и рабочих поселках быстро развивалась, укреплялась их материальная база. Все время росло количество детских садов. Так, если в 1941 г. в стране имелось 14300 детских садов на 724 тыс. детей, то к началу 1945 г. их насчитывалось 24 тыс. на 1100 тыс. детей. В 1945 г. детские сады приняли 1 471 тыс. детей, или на 300 тыс. больше, чем в 1940 г. Только в Ивановской области за годы войны число детских садов увеличилось на 50, а число детей в них - 5 тысяч.
Учреждения дошкольного воспитания сыграли огромную роль в сохранении жизни и здоровья детей и в их воспитании в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Дошкольные детские учреждения получили всеобщее признание, родители ценили деятельность дошкольных детских учреждений в нелегкие послевоенные годы.
2. Вклад ученых и дошкольных работников в развитие дошкольной педагогики в годы Великой Отечественной войны
Научная работа в области дошкольной педагогики не прекращалась и в тяжелые годы Великой Отечественной войны, хотя основные силы дошкольных работников были направлены в это время на спасение жизни детей, эвакуацию их из прифронтовых районов, обеспечение им нормальных условий жизни.
6 октября 1943 года в разгар войны в Москве была создана Академия педагогических наук (АПН) РСФСР и среди других научно-исследовательских ее подразделений - сектор проблем дошкольного воспитания. Отделом по дошкольному воспитанию возглавляла А. П. Усова. Разрабатывались проблемы дошкольного детства, художественного воспитания, психологии. Особое внимание уделялось важнейшим для того времени вопросам физического, патриотического и трудового воспитания детей, связи детского сада с семьей, с фронтом. Разрабатывалась методика работы в возникших в военное время санаторных детских садах, изучался и обобщался опыт лучших учреждений.
Большую исследовательскую работу проводят в этот период кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического института имени В. И. Ленина и Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена (умственное и эстетическое воспитание, детская игра, работают над созданием первых учебников по дошкольной педагогике для высших учебных заведений, вышедших в 1946 году. В них обобщаются научные приобретения советской общей педагогики и психологии, детской психологии, теории и практики дошкольного воспитания.
Важные исследования по проблемам дошкольного воспитания осуществляли также ученые Украины, Грузии, Армении и других союзных республик.
Развитие системы общественного дошкольного воспитания ставило перед дошкольной педагогикой новые проблемы, требующие теоретического и практического решения. Одной из них была проблема содержания, форм и методов обучения в детском саду. В теории и практике советского дошкольного воспитания пользовались известной популярностью идеи свободного воспитания. В принципе никто не оспаривал необходимости «установленных» или «обязательных» занятий в детском саду, но проводили их по типу свободной деятельности детей. Роль воспитателя сводилась к постановке заданий. Ребенок должен был выполнять эти задания. Обучение подменялось, таким образом, самообучением. Педагогический процесс становился стихийным, неуправляемым, эффективность занятий резко снижалась.
В разработке проблемы обучения в детском саду большую роль сыграли исследования научных сотрудников сектора дошкольного воспитания Института теории и истории педагогики АПН РСФСР под руководством А. П. Усовой (работы Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, Р. И. Жуковской, а также научных сотрудников других институтов АПН РСФСР (Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Е. Г. Леви-Гориневской и др., преподавателей кафедр дошкольной педагогики пединститутов (А. М. Леушиной, П. Г. Саморуковой, А. И. Сорокиной, М. М. Кониной) и научных работников Центрального дошкольного научно-методического кабинета Министерства просвещения РСФСР (О. И. Соловьевой и др.). Было проведено углубленное теоретическое исследование, направленное на конкретизацию основных положений марксизма-ленинизма относительно обучения как усвоения общественного опыта, применительно к особенностям дошкольного возраста. На основе теоретических положений была осуществлена экспериментальная проверка содержания и методов дошкольного обучения в базовых детских садах. Полученные данные уточнены в опытной работе с участием большой группы педагогов-практиков. Активно велись исследования и по другим проблемам дошкольной педагогики.
Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941-1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.
Сусанна Алексеевна Тер-Степанова - воспитатель средней группы, 8 декабря 1944 года, подготовила для педагогической конференции доклад: «Творческие игры детей в период Великой отечественной войны». Значение работы не исчерпывается уникальностью фактов, в ней содержащихся. Материал представляет собой непреходящую ценность для раздумий историка, социолога, педагога и вообще каждого из нас.
В тяжёлые военные годы продолжились разработки учёными Москвы отдельных аспектов дошкольной педагогики. На базе столичных детских садов были проведены исследования Е. А. Аркина о детском творчестве в период Великой Отечественной войны, Е. Г. Леви-Гориневской об опыте организации сна детей на воздухе, Д. В. Менджерицкой о формировании чувства патриотизма в годы войны в игре и др. Москвичами изучались особенности развития и воспитания детей 8-ми и 7-ми лет, разрабатывались вопросы обучения в детском саду с целью эффективной подготовки детей к школе и др.
В городе продолжал выходить журнал «Дошкольное воспитание», освещавший практику работы детских садов, проводились педагогические совещания и конференции различного уровня. Так, во Фрунзенском районе Москвы 23 марта 1944 г. была проведена городская научно-практическая конференция дошкольных работников, в которой приняли участие свыше 100 методистов и воспитателей столицы и представители других городов. Обсуждался опыт москвичей в области нравственного воспитания дошкольников на событиях и фактах войны (В. В. Семёнова, использования русских народных загадок, пословиц, поговорок в работе с детьми (Л. М. Чулинова) и др.
Выявлено, что московские коллективы детских садов внесли немало новшеств в работу с дошкольниками, о которых рассказано на страницах журнала «Дошкольное воспитание». Среди них наиболее значимы результаты работы по формированию эмпатии московского воспитателя Залогиной; воспитателя детского сада № 14 Ульяновой о методах нравственно-патриотического воспитания (встреча с фронтовиками, приветствие поездов с бойцами-победителями и др.); обобщение опыта педагогов Куйбышевского района столицы по овладению методикой обучения рисованию и др.
Не менее ценен опыт, накопленный в годы войны по повышению уровня работы обслуживающего персонала московских детских садов. Так, в связи с трудностями в обеспечении продуктами, были организованы курсы поваров, которые на практических занятиях обменивались лучшим опытом, что сказалось на улучшении качества питания, в меню появились сырые овощи, выращенные на огородах совместными усилиями воспитателей и детей. Наиболее удачные рецепты распространялись через стенограммы по регионам.
Новые знания в области дошкольной педагогики и практические наработки авторов Москвы потребовали вновь пересмотреть подходы к содержанию работы в детском саду. 15 декабря 1944 г. был принят новый «Устав детского сада». В нем детально освещались важнейшие вопросы деятельности детских садов. Устав сыграл большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы.
4 мая 1945 года особое значение имело новое «Руководство для воспитателей детских садов», сопровождавшееся девятью методическими письмами московских авторов, предназначенными для воспитателей и заведующих. Столичные разработчики раскрывали методики обучения родной речи (А. Н. Гвоздев, Е. И. Радина, рисованию, лепке, аппликации (Н. П. Сакулина) и т. д. Учёными Москвы впервые были чё тко определены основные направления деятельности заведующего: руководство воспитанием детей, взаимодействие с персоналом, родителями и общественностью, административно-хозяйственная работа. Руководства содержали программные и методические указания с задачами и содержанием работы в различных возрастных группах детского сада, что способствовало улучшению практической работы. В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось здоровью, умственному и физическому развитию детей, музыкальному и трудовому воспитанию, воспитанию нравственных, волевых качеств, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии. Детский сад, всесторонне развивая ребенка, готовил ребенка к обучению в школе. Принятие новых устава и руководства, активное применение которых началось в ходе войны, свидетельствовало о значительном развитии теории и практики дошкольного воспитания СССР.
ВЫВОДЫ
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало необходимость перестройки всей жизни советского общества. Страна превратилась в боевой лагерь. Изменилось содержание внутреннего мира даже маленьких детей; многие из них познали горечь трагической утраты родителей, близких, лишения.
С наступлением войны, забота о подрастающем поколении являлась одной из важнейших государственных задач. Многие дошкольные учреждения превратились в круглогодичные дошкольные интернаты. Педагоги занимались обустройством быта, уходом, воспитанием и обучением детей в условиях круглосуточной работы, сохранением жизни, физического и психического здоровья воспитанников. Функционирование московских детских садов в эвакуации явилось стимулом к развитию дошкольного воспитания в отдалё нных регионах страны: национальные педагогические кадры включались в работу дошкольных учреждений, овладевали методикой дошкольного воспитания, создавали детские сады по образцу столичных, что стало предпосылкой к развитию дошкольного воспитания в субъектах страны.
Партийные и общественные организации, колхозы и народ взяли на себя заботу о детях, оказывая им всемерную помощь. В столице, педагоги и студенты дошкольного отделения МГПИ им. В. И. Ленина организовывали в городе разные формы дошкольного воспитания (детские комнаты при эвакопунктах; «передвижные детские сады», следовавшие за возведением оборонительных рубежей города; дошкольные группы в Московском метрополитене, бомбоубежищах, круглосуточные и ночные группы при «нормальных» типах детских садов и др.).
В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень, а сформулированные положения, регулировавшие учебную и воспитательную деятельность детских учреждений стали основой для их работы в последующие годы.
На проходимых в военные годы научно-практических конференциях, рассматривались различные вопросы теории и практики дошкольного воспитания. Так, 15 декабря 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», который детально описывал важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыграл большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», утвержденное 4 мая 1945 г. народным комиссариатом просвещения РСФСР. Новое «Руководство для воспитателя детского сада», по форме и расположению материала более удобное, чем предыдущие издания. Для каждого возрастного периода (младший, средний и старший возраст) были определены анатомо-физиологические и психолого-педагогические характеристики детей, режим дня и особенности физического воспитания детей. Воспитательную работу педагог обязан был планировать на основе «Руководства». Необходимо было не только планировать, но и ежедневно учитывать свою работу. Учёт помогал воспитателю осознать достижения и недостатки практики, сделать выводы и учесть их в дальнейшем планировании.
Шло интенсивное развитие педагогической науки. В эти годы вышли из печати труды А. П. Усовой, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Н. П. Сакулиной, оказавшие существенное влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания в нашей стране.
Журнал «Дошкольное воспитание», решал важнейшую просветительскую и образовательную задачу для педагогов, показывая передовой опыт дошкольных учреждений, неоценимый труд дошкольных работников, работавших в годы войны, спасших многие жизни.
Детские сады в годы войны внесли огромный вклад в победу! Они не просто спасли детей, они спасли наше будущее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бианки, В. В блокадном Ленинграде «Хочу, чтобы в поле было и много цветов…» // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 5. - С. 18 - 21.
2. Верзилин, Н. М. Воспитание в детских домах во время войны // Советская педагогика. - 1943. - № 11- 12. - С. 50 - 54.
3. Голдовская, А. А. Становление системы ведомственных детских садов в Москве // Управление ДОУ - 2009. - № 4. - С. 98 - 106.
4. Голдовская, А. А. Подвиг воспитателей московских детских садов в годы Великой Отечественной войны // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 12 - 20.
5. Голдовская, А. А. Развитие системы дошкольного воспитания в Москве (1930-1950 гг.) : дис… канд. пед. наук: 13. 00.07. - М., МПГУ, 2011. - 184 с.
6. Горбатенко, Т. Из жизни детского сада Москвы в период Великой отечественной // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 1. - С. 56 - 57.
7. Зенич, М. С. Всенародная помощь детям в период Великой Отечественной войны // Советская педагогика. - 1985. - № 5. - С. 17 -23.
8. Иова, Е. Воспоминания о войне // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 5. - С. 22.
9. Колотов, О. Здравствуйте, дорогие ребята. (Письма с фронта) // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 5. - С. 36 – 37.
10. Куфаев, В. И. Забота о детях в дни Великой Отечественной войны // Советская педагогика. - 1942. - № 8 - 9. - С. 24 - 31.
11. Менчинская, Н. А. Дети – дошкольники и отечественная война // Дошкольное воспитание. - 1943. - № 2. - С. 14 - 19.
12. Рубцова, М. Незабываемое // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 5. - С. 37 - 39.
13. Работа студентов с детьми в дни войны. Из опыта кафедры дошкольной педагогики им. В. И. Ленина // Дошкольное воспитание. - 1942. - № 7. - С. 21 - 25.
14. Храмцов, Ф. М. Оборонная работа в детдоме. М., 1942. - С. 46.
15. Александрова, Г. И., Александров, В. Н. Всенародная забота о детях-сиротах в годы великой отечественной войны// https://www.rusnauka.com/32_PWMN_2009/Istoria/54297.doc.htm
16. Александрова, Г. И., Александров, В. Н. Организация сети детских учреждений в годы великой отечественной войны. // https://www.rusnauka.com/25_NNP_2011/Istoria/2_91559.doc.htm