Иванова Ольга
Деловая игра для педагогов «Семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Деловая игра для педагогов «Семейные ценности»
Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях.
Задачи:
1. Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.
2. Уточнить представления родителей о семейных традициях с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей.
3. Показать важную роль ценностей в каждой семье.
4. Создать ситуацию успеха каждой семье.
Отгадайте загадку: «В каком слове содержится семь раз буква Я». Правильно «семья»! Что нас объединяет в семье? Дружба, мир, лад.
(2 слайд.)
Темочки:
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Нашу беседу, хотелось бы начать с небольшой притчи. Знаменитая китайская притча «Ладная семья»
«В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было написано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»
(3Слайд)
Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех ее членов. Многие традиции переходят из поколения в поколение, полностью воспринимаясь молодой семьей современного общества. Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений. В каждой семье обязательно должны быть традиции, которые впоследствии дети перенесут во взрослую жизнь и свои семьи. Семейные традиции и ритуалы позволяют формировать у ребенка ощущение стабильности того или иного семейного уклада. Кроме того, ежедневные ритуалы создают уникальные детские воспоминания, которые когда-нибудь наши дети поведают своим детям. Традиции семьи дают возможность ребенку ощутить чувство гордости за свою семью и за себя.
(4Слайд)
Следует отметить, что далеко не во всех семьях существуют семейные традиции и праздники. Семья и ДОУ - два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В ДОУ ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
(5 Слайд)
Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности. Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка. Наряду с такими особенностями, как структура, характер отношений, позиция ребенка в семье, огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает культура семьи. Культуру семьи составляют нормы и правила поведения.
Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции.
(6Слайд)
Традиции – от латинского слова «передача», действие или порядок вещей, устоявшееся временем, повторяющееся в неизменном виде раз за разом.
Традиции сплачивают семью, они должны приносить удовольствие, благо; выполняться регулярно, могут передаваться из поколения в поколение.
Каждое историческое время диктовало свои традиции.
В 11-12-ом веке на Руси ребенку давали два имени – родовое и крестильное.
В Петербургских семьях позапрошлого века традиционным было коллекционирование цветов, листьев в гербариях, камней. Взрослые и дети вместе лепили, вырезали, клеили.
У детей 4-6 лет были свои обязанности – уборка комнаты, помощь на кухне (мололи кофе, заваривали чай).
Дети 7-8 лет вели дневники, в которых отражали свои мысли и переживания.
(7Слайд)
В современных традициях находят свое воплощение и тесно переплетаются элементы народных, национальных традиций прошлых веков и современных тенденций:- посадка дерева в честь новорожденного- семейная фотолетопись;
- передача от поколения к поколению, какой-то знаковой вещи;
- празднование дня рождения, других праздничных дат;
- семейное пение, рукоделие и т. д.
Сближение с родителями воспитанников и нужно начинать именно с этой темы, поскольку знания о семейных традициях воспитанников смогут помочь в понимании социального поведения детей в детском саду. Для родителей самыми дорогими и любимыми людьми являются их дети. Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.
Дети – это наше счастье, наша забота, наша радость. И счастливы те дети, у которых заботливые родители.
(8 Слайд)
Что же такое по-вашему семья?
(9слайд)
Упражнение «Мозговой штурм»
Давайте определимся: что такое «семья» в вашем понимании?
Значение слова Семья по Ожегову: Семья - Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Значение слова Семья по Ефремовой: Семья - Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т. п., живущих вместе. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
Издавна средствами нравственного воспитания считались: пример родителей, учителей, товарищей, Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку.
Следующее упражнение: «Багаж с наследством»
Ведущий раздает участникам листы с контурами чемодана и просит изобразить внутри него в виде символов или написать словами то хорошее и ценное, что они взяли из родительской семьи в свою будущую семью. Это может быть характер отношений, семейные традиции, навыки ведения хозяйства или воспитания детей.
(9слайд)
Упражнение «Кто быстрее». Раздаются карточки с названием формы работы с родителями - «традиционные» и «нетрадиционные». Происходит обмен мнениями.
Традиционные: родительские собрания, конференции, консультации, вечера для родителей, клубы по интересам, Дни открытых дверей, КВН, викторина, совместное творчество, праздники, родительское собрание, выпуск газеты, концерты, соревнования, беседы, выполнение индивидуальных поручений, анкетирование.
«Нетрадиционные»: день ребенка –раз в месяц проводиться достижения одного ребенка, важно что бы у каждого был такой день (фотография, рисунки, работы,Стенд с заданиями и достижениями - Стенд, на котором имеется кармашек для задания на каждого ребенка над которыми нужно поработать дома, достижения ребенка; семейные спортивные праздники.
Скажите, что даёт ребёнку семья?
Семья даёт ребёнку то, что не может дать никакой другой социальный институт: близкую связь родственных отношений и единство с родными.
(10 слайд)
Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище для ребёнка. «Любить детей – это и курица умеет. А вот – воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» - так говорил известный писатель А. М. Горький.
Как вы думаете, кто является главным воспитателем для ребёнка?
Мать и отец - главные воспитатели ребёнка. Их функция – научить ребёнка жить.
Упражнение «Кто, кому приходиться?».
Педагогам предлагается отгадать загадки.
1. Я его чуть-чуть боюсь, он большой, как папа. Маме родственник он есть, мудрым старшим братом (дядя).
2. Она со мной, когда мне плохо, ругается, когда шалю. Но даже несмотря на это, её я очень берегу (мама).
3. Это он со мной всегда в игры все играет. Когда маме некогда – он ей помогает (папа).
4. Мне она – совсем родная, хоть и можем пошалить. Можем биться, но мириться – нам ещё ведь вместе жить (сестра).
5. Пирожки печёт, кружиться, везде хочет угодить. Ей не дай попить водицы – дай лишь только накормить (бабушка).
6. Он меня немного младше – ещё ползает совсем. Я играю с ним так долго, пока сам не надоем (брат).
7. Мы с ней вместе отдыхаем, она – папина сестра. Очень редко приезжает, далеко живёт она (тётя).
8. Он у нас уж с палочкой ходит по дорожке. А затем присядет – отдохнёт немножко (дедушка).
9. Не сестра, но очень близко. Она родственница мне. Чуть-чуть старше, ненамного. Мы почти с ней наравне (кузина).
10. Дарит часто мне подарки, любит, как и мама. В гости к ней хожу и я. Так, в кануне Рождества (крёстная).
11. Он большой такой, аж страшно. Как и все его друзья. Знаю, он у меня старший, защищает он меня (брат).
12. Он совсем хороший папа, правда только вот не мне. Папа он моему папе. Ну а мне – отец вдвойне (дедушка).
Игра «Кому игрушка попадёт, тот сказку назовёт». (под музыку)
С давних пор о доме, о семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Русский народ высоко ценил семейные ценности. Это отражено в сказках, народных песнях, пословицах и поговорках. Давайте вспомним известные русские народные сказки о семье и семейном быте.
Игра «Собери пословицу».
(А сейчас я предлагаю вам собрать из слов пословицу о семье и зачитать, что
у вас получились)
На что и клад, коли в семье лад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Добрая семья прибавит разума-ума.
В своей семье не велик расчет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
Упражнение «Странные слова» Переставьте буквы таким образом, чтобы слово перестало быть «странным»
редоилит (родители, лауци (улица) ,Бадусь (судьба) бреёкно (ребёнок).
Упражнение «Пословицы» :
Гость на пороге – счастье в … (доме)
Дом вести …. (не бородой трясти)
Когда все вместе, то и …. (душа на месте)
Яблоко от яблони … (не далеко падает)
Чем богаты, … (тем и рады)
Яйцо курицу… (не учат.)
В гостях хорошо, … (а дома лучше.)
Где любовь и совет… (там и горя нет.)
Жена приласкает, а мать… (пожелает.)
Чтобы узнать человека, надо с ним… (пуд соли съесть)
Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.
Итог сегодняшней встречи подводится необычно, в виде написания синквейна. Каждому участнику предлагается написать, что такое семья с помощью синквейна. Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк
(11 Слайд)
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
(12 Слайд)
Пример: Семья. Крепкая и дружная. Сохраняется, поддерживается, приумножается. Помогают друг другу. Родственники!
Нашу игру хочу завершить стихотворением :
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много семейной работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: «Какая хорошая это семья!»