Алина Шорова
Чудеса конструирования для детей дошкольного возраста 3–7 лет
1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка
13. В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать, и самостоятельно приходить к нужным решениям. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей при организации игр используется основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации игра. С этой целью разработано огромное количество дидактических игр, различных пособий. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. Благодаря этим играм дети узнают о свойствах предметов и их разнообразии (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий и т. д.). Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики. Кроме того у детей развивается речь. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Поскольку эта настольная игра есть определённые правила, разработаны игры поэтому педагогу, родителю не составит затруднений использовать это пособие для развития ребёнка. Основой для разработки рабочей программы по интеграционному конструированию у детей старшего дошкольного возраста стали :
Публикация «Чудеса конструирования для детей дошкольного возраста 3–7 лет» размещена в разделах
14. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
15. Основная общеобразовательная программа МАДОУ детского сада №42
16. СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
17. Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование нетрадиционных видов конструирования через принципы, формы и методы обучения; подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному самовыражению.
18. Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 32, в неделю – 1 раз во второй половине дня.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
19. - всестороннее интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие, логико-математическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
20. 2 Содержательный раздел
21. 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением
22. Развивающие:
1. Вызвать у детей интерес к нетрадиционным видам конструирования из необычных материалов
2. Формировать художественное мышление, воображение, фантазию, индивидуальность каждого ребенка
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию
4. Развивать пространственную и плоскостную ориентации
5. Развивать у детей интерес и желание экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе
6. Развивать творческий потенциал каждого ребенка
7. Повышать уровень коммуникативных способностей
23. Образовательные:
24. Обогащать знания детей о разных видах конструирования
25. Обогащать знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни
26. Знакомить и обучать детей приемам работы с материалами в разных техниках конструирования
27. Формировать умение создавать композиции, используя подходящие материалы
28. Формировать навыки и умения работы с инструментами
29. Формировать умение следовать словесной инструкции педагога
30. Воспитательные:
31. Прививать культуру труда, умение вести себя в коллективе
32. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность
33. Формировать навыки правильной организации рабочего места
34. Учить следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами
35. Виды деятельности:
36. Конструирование с использованием строительного деревянного конструктора
37. Конструирование с использованием конструктора Лего
38. Конструирование с использованием конструктора с подвижными частями КЛИКС
39. Конструирование из магнитного конструктора smartmax
40. Конструирование из блоков Дьенеша
41. Конструирование из конструктора «Зодчий»
42. Специально организованная деятельность:
43. Один раз в неделю в младшей группе по 15 минут, в средней по 20 минут, в старшей по 20-25 минут, в подготовительной по 20-25 минут.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
44. Принципы организации работы кружка
45. Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
46. Информационно-рецептивный. Обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка.
47. Репродуктивная. Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
48. Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
49. Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
50. Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
51. Игровой. Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
52. Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога
53. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
54. Словесный (беседа, рассказ);
55. Наглядный (демонстрация педагогом готовой постройки);
56. Практический (выполнение работ детьми по образцу).
57. Перспективный (выполнение детьми постройки по устному составлению темы, по замыслу)
58. Форма работы кружка
59. Тематическая совместная деятельность детей и педагога
60. 2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
61. В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
62. Владение разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться правилам и социальным нормам
63. Проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, учатся экспериментировать.
64. Умение следовать словесной инструкции педагога
65. Приобретают новые конструктивные умения : соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливать основу для перекрытий.
66. Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
67. Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.
68. Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.
69. Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления и речи.
70. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
71. Организация фото выставки детских работ.
72. Проведение конкурса на лучшую детскую постройку.
73. 2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
74. Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
75. 3 Организационный раздел
76. 3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
77. Материалы, оборудование, используемые для реализации программы:
78. Деревянный строительный конструктор
79. Деревянный строительный конструктор «Зодчий» (фирма Интелин)
80. Блоки Дьенеша (фирма Корвет)
81. Конструктор Лего
82. Конструктор с подвижными креплениями КЛИКС (фирма Интелин)
83. Конструктор магнитный «Smartmax» (фирма Интелин)
84. Конструктор «Grimm”s» (фирма Интелин)
2. 3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения Творческое конструирование Интелин интеллектуальная интеграция
• Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» : Программа и конспекты занятий. М: ТЦ Сфера,2005г.
• Лиштван З. В. «Конструирование : пособие для воспитателей детского сада», М. Просвещение, 1981
• Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
• Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
• Л. Г. Комарова «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)» – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
• Ишмакова М. С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники». – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
• Михайлова З. А., Носова Е. А. «Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с блоками Дьенеша и цветными палочками. ФГОС», Детство-пресс, 2015
• Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников», библиотека программы Детство, Санкт-Петербург, 2000