Татьяна Петрова
«Чтобы не было с речью проблем». Конспект родительского собрания в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему:
"Чтобы не было с речью проблем"
(1-я мл. группа)
Учитель-логопед: Петрова Т. Н.
Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
Публикация «„Чтобы не было с речью проблем“, Конспект родительского собрания в первой младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи: познакомить с возрастными особенностями речи дошкольников 3-его года жизни и профилактикой речевых нарушений;
обучить родителей игровым приемам развития речи и мелкой моторики у детей;
создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Ход встречи:
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших психических процессов человека - речи и о профилактике его нарушений. Но что бы понять, в каком состоянии находится речь ребенка необходимо знать нормы речевого развития.
На третьем году жизни ребенок начинает активно пользоваться речью.
Словарь. Период от 2-х до 3-х лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей: в 2 года - 300 слов, а к 3-м годам - до 1000. Это объясняется тем, что деятельность детей становится сложнее и разнообразнее. В словаре малыша представлены практически все части речи. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: "Дима хочет спать". Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета.
Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов. Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных, числе и падеже; не всегда употребляют союзы и предлоги.
Звукопроизношение. Обычно к 2-м годам ребенок усваивает губные звуки (п, пь, б, бь, м, мь, губно-зубные (ф, фь, в, вь, переднеязычные (т, ть, д, дь, н, нь, сь). Свистящие звуки (с, з, зь, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ) и соноры (р, рь, л, ль) он обычно или пропускает или заменяет на другие звуки. После 3-х лет должны появиться свистящие звуки.
Такие недостатки произношения звуков носят временный (т. е. проходящий) характер. Они объясняются недостаточным развитием мышц артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.
Важно помнить, что отсутствие слов в 2 года, а фразы в 3 года - это не просто запаздывание, а сигнал о грубых речевых нарушениях!
Конечно, ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс. Ее появление зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речевой аппарат сохранны и достигли определенного уровня развития. Поэтому очень важно заботиться о физическом и нервно-психическом развитии ребенка и о сохранности его речевых органов. Это прежде всего:
- предупреждение ушибов в области головы;
- охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна, а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;
- исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию перекрестного прикуса);
- своевременное лечение зубов, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей;
- своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
- охрана голосового аппарата от простуды, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.)
- охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь - заикания.
Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Существует мнение, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. Так ли это? (родители высказывают свое мнение).
В действительности же невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слова, четко произнося каждый звук, не торопиться, не "съедать" слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, до уха малыша многие слова "долетают" искаженно ("не "бежи" вместо "не беги", "ваще" вместо "вообще" и т. д.)
Совершенно неуместна "подделка" под детский язык, которая тормозит развитие речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Вы должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Вспомните ваши любимые стихи, песни из детства. Огромное наследие нам оставила народная педагогика. Это и колыбельные, и считалки, и песенки, и потешки, которые можно использовать в играх с малышом и в самых разных ситуациях - при купании, массаже, во время еды, при укладывании спать.
Не забывайте про чтение детских книг. Чтобы облегчить процесс слушания и понимания, помочь запомнить произведение, глубже, эмоциональней его пережить необходимо вместе с ребенком рассматривать книжные иллюстрации. Настоящая детская книга всегда иллюстрирована. Выбирая при покупке книги обращайте внимание на качество иллюстраций, четкость изображения, доступность (Например, книги Сутеева).
Рассматривая картинку в книге, спрашивайте ребенка кто здесь изображен, что делают, с кем встретились, о чем говорят и т. п. Хорошо бы завести дома детскую библиотечку.
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает - задерживается и речевое развитие. Учеными доказано, что центры, ответственные за движения руки и за движение органов артикуляции (губ, челюстей, языка, мягкого неба) находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Совершенствуя мелкую моторику, мы готовим почву для развития артикуляции малыша.
Какие же игры и упражнения помогут маленьким ручкам стать совершеннее? Не стоит забывать любимые в народе с давних времен такие пальчиковые игры, как "Ладушки", "Идет коза рогатая", "Сорока-белобока", "Серый заинька сидит и ушами шевелит".
Помимо тренировки пальцев, у малыша развивается умение слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, да и благоприятный эмоциональный фон хорошо влияет на состояние ребенка.
Можно поглаживать кисти рук, потряхивать ими, загибать пальчики в кулачок и разгибать.
Можно выполнять упражнения, имитирующие игру на различных музыкальных инструментах, изображать различные предметы, животных. Прекрасно способствуют развитию мелкой моторики завязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц, перебирание крупы, камешков, бусин, сортировка мелких предметов по коробочкам, игры с конструктором, с резинками, скатывание эластичного бинта, навинчивание различных крышек на банки, бутылочки, выдувание воздуха (воды) из резиновой груши (нажимая на нее 2-мя, 3-мя пальцами, всей ладошкой). Придумать такие игры нетрудно самим - все зависит от вашей фантазии.
Помимо игр, развивающих движения рук, хорошо помассировать пальчики, особенно тщательно разминая подушечки. Можно слегка нажимать, делать винтообразные движения то в одну, то в другую сторону.
Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосом, надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих взрослых, то есть развивать речевой слух малыша.
Обращайте внимание ребенка на различные неречевые звуки (шум машин, дождя, стук, звук льющейся воды и т. д.). Спрашивайте, что он слышит, откуда раздается звук, тихий он или громкий.
Можно поиграть в такие игры: "Узнай музыкальный инструмент", "Сколько раз ударили в бубен?", "Медведь и медвежонок" (порычите низким голосом, а затем высоким, ребенок должен угадать кто рычал.
Для правильного произношения нужно хорошо развитое дыхание, а так же, чтобы артикуляционный аппарат малыша обладал большой подвижностью. Как этого добиться?
Чтобы развить дыхание, можно порекомендовать дуть на ватные шарики, загоняя их в игрушечные ворота. Можно дуть на бумажные лодочки, запуская их в тазу с водой и соревнуясь, чья лодочка дальше уплывет.
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (можно их в начале прижимать ладошками). Не переусердствуйте! Достаточно 2-3 повторений. Многократное повторение таких упражнений может привести к головокружению.
Для тренировки мышц губ и языка можно перед зеркалом выполнить с ребенком несложные упражнения: "Мячики", "Мячик сдулся", "Поцелуйчик","Улыбка", "Слоники", "Вот какой язычок", "Язычок прячется", "Язычок болтушка", "Лошадки", "Часики" и др.
Далее подводятся итоги встречи. Логопед благодарит родителей за участие, раздает буклеты "Как разговорить молчуна?" и памятки с комплексами артикуляционной и пальчиковой гимнастикой для малышей.