Кулигина Светлана Алексеевна
Консультация для родителей «Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель консультации : учитель-логопед КулигинаС. А.
г. Ростов-на-Дону, «Детский сад №299»
Тема: «Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи»
Публикация «Консультация для родителей „Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребёнка.
С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребёнка, развивается его мышление, поведение.
Давно замечено, что дети с плохо развитой речью с трудом усваивает школьные знания, долго не могут научиться читать и писать, а многие из них производят впечатление умственно отсталых.
Общеизвестно, что в норме ребёнок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка в его главных чертах протекает в поразительно короткие сроки. Однако психофизиологические механизмы этого процесса остаются неясными и даже загадочными.
Как бы сложно, бурно или своеобразно ни протекало развитие детской речи, оно подчиняется определённым закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их «речевых ошибок».
Дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваи-ваются ребёнком раньше, другие – намного позже. Естественная последо-вательность усвоения языковых элементов направляется разными факто-рами. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно
запоминается детьми.
Появлению дара слова предшествуют формирование определённого уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребёнка желания подражать словам.
Кроме механизма подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих, имеет место действие скрытой необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.
Основные этапы нормального развития детской речи.
В возрасте около 1 года дети начинают произносить относительно чисто первые 3-5 слов: мама, папа, дай, на, бух и др.
Через несколько месяцев, а иногда и через год начинается усвоение «новых слов». которые первоначально могут произноситься детьми с большими искажениями: «мако» (вместо молоко, «пупи» (вместо кубики). «сё» (вместо всё). Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, - основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Показателем дальнейшего развития детской речи отнюдь не является правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребёнка способности использовать слова своего лексикона и различных сочетаниях друг с другом, т. е. развитие способности соединять слова в предложения.
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно и воспитание речи далеко не совершенно. В этом возрасте дети точно воспроизводят интонационно- ритмические, мелодические контуры слов: «появос» (паровоз, «пиехая» (приехала, «калсинотька» (корзиночка, «тититики» (кирпичики).
Показателем правильного развития детской речи является способность ребё нка 2 -3 лет строить предложения из 3-4 и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах: дай- даёт- не дам или киса-кису- кисе. С момента появления у ребёнка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи. Этот процесс протекает так динамично, что в 3 года дети свободно общаются не только при помощи грамотно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, включающих такие союзы, как: потому что, для того чтобы, если…то и др.
К четырём годам у ребёнка с хорошо развитой речью могут остаться неусвоенными отдельные согласные звуки, например: звук «р» или звуки «л», «ш» или «ч». Если же в этом возрасте дети не выговаривают многих звуков, то их следует показать логопеду.
Несмотря на то, что к трём годам дети свободно владеют разговорной речью,
Усвоение родного языка продолжает совершенствоваться вплоть до дошкольного возраста.
Что мы понимаем под отставанием развития речи и когда следует на это обратить внимание?
В случае нарушения усвоения родного языка - слов, грамматического строя и фонетики имеет место отставание развития речи.
В логопедии отклонения от нормы в речевом развитии называются по-разному, ярко выраженные – алалия, или общее недоразвитие речи, менее резко выраженные - задержка речевого развития. Чем старше ребёнок и чем хуже он говорит, тем глубже у него общее недоразвитие речи.
Аналогичное состояние речи у детей более младшего возраста может до поры времени квалифицироваться как задержка речевого развития.
Причины, вызывающие отставание развития речи (общее недоразвитие речи,
могут быть самые разнообразные : биологические, социальные, наследственные и др. Для обоснования диагноза требуется комплексное обследование ребёнка, а иногда и динамическое наблюдение в процессе логопедических занятий.
Успех преодоления общего речевого недоразвития во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребёнку начинают оказывать логопедическую помощь. Логопедические занятия, начатые в период наиболее интенсивного развития головного мозга, являют-ся наиболее эффективными. Они включают в активную деятельность различные функциональные нервные связи и тем самым ускоряют их созревание, способствуя наиболее полной компенсации нарушенного хода психоречевого развития.
Важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое и умственное развитие ребёнка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».