Ирина Тумасова
Сценарий мероприятия «Чем славится Рязань»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание любви к родному городу, краю при ознакомлении детей с местными традициями, народными промыслами, играми, музыкальным и литературным наследием.
Задачи:
- Воспитание желания познавать культуру своего народа
- Ознакомление детей с народными промыслами рязанского края : Михайловское кружево, Скопинская керамика, украшение одежды; играми, традициями и др.
- Знакомство детей с литературным и музыкальным наследием рязанского края, символикой (герб, флаг, некоторыми достопримечательностями.
Публикация «Сценарий мероприятия „Чем славится Рязань“» размещена в разделах
- Воспитание чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Оборудование: Презентация "Мря Рязань", фото поэтов, флаг и герб Рязани и других городов (картинки, образцы Скопинской керамики, Михайловского кружева, ленты короткая и длинная (с продетым в неё колечком, гимнастические палки, коклюшки, слайды музея леденца, леденцы по числу детей.
Ход:
Под песню "Рязань - краса моя" дети входят в зал, садятся на стулья.
Вед: Дети, вы сейчас вошли в этот зал под прекрасную песню "Рязань - краса моя" в исполнении Рязанского русского народного хора. В ней поё тся: "Рязань моя, краса моя, родной привольный край!" И действительно, нам с вами повезло родиться и жить в прекрасном городе. Он расположен в самом сердце нашей огромной Родины на берегу Оки, окружён лесами, полями, реками. Его даже называют "Душа всей России". Он очень древний, намного старше Москвы. Ему более 900 лет. Но в тоже время очень молодой, потому что всё время продолжает строиться.
Дети, вы любите свой город? (ответы).
Давайте с вами посмотрим на экран и немного прогуляемся по Рязани, насладимся её красотой и величаем.
(Презентация "Моя Рязань" под песню Ю. Баранова)
Вед: Ну что, дети, правда наш город очень красив? (Да) Недаром красоту этого края воспевал в своих стихотворениях наш знаменитый земляк Сергей Есенин. Давайте послушаем стихотворение. (читает ребёнок)
Вед: Есенина знает весь мир. Но вы знаете о том, что рязанская земля воспитала ещё очень-очень много поэтов? И почти все они пишут о любви к Родине, природе, о красоте родного края. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Дети читают стихи : (на экране портреты авторов)
Сергей Касимовский "Родному краю. "
Мой Есенинский, любимый Край черемух и берез. Ты, навеки мне родимый. Без, тебя, мне боль до слез. Мне милы твои рассветы В сизой дымке над Окой. Нет чудеснее на свете Чем рязанский край родной.
Нурислан Ибрагимов "Соседки"
Осень с Летом – две соседки –Повстречались в сентябре. Чудеса на каждой ветке!Праздник красок на дворе!Небо сделалось бездонным,Поле сделалось цветным,Лес – зеленым-презеленым,Золотым-презолотым!Все цвета смешали вместе. Рисовали до зари. Раскраснелись, как невесты. Вот какие, посмотри!
Александр Архипов
Я горжусь, что я -Рязанец. Свет Рязань, лучи берёз.
Поезд, в сумерки врезаясь вновь меня к тебе привёз.
Так легко с тобой встречаться, расставаться всё трудней.
На тебе во мгле лучатся бусы жёлтые огней.
Ты у звонкого вокзала для меня узлом стальным
Все дороги завязала всей моей большой страны!
Сергей Бардин "Мой край"
Я люблю рязанские просторы, Где в реке лазурный небосвод,Расплескавшись, словно сине море,Тихо и торжественно плывет. На заре пойду в широко поле,Воздуха напьюсь в родном лесу,Заблужусь в малиновом раздолье,Засмотрюсь на русскую красу.
Может, земли краше есть, так что же?Может, воздух слаще? Ну и пусть!Мне ж всего милее и дорожеМилый край, моя святая Русь!
Сергей Ильёв "Я и Родина" (отрывок)
Мне б поднять горизонт, сократить расстоянья,
Долететь до земли, где пылает заря,
И исполнить мечты и простые желанья:
Посмотреть на России родные края.
Искупаться в весенней капели апреля,
И пройтись босиком, где роса, как слеза.
И увидеть берёзы, каштаны и ели,
Окунуться в озёр голубые глаза.
Вед: Дети, а вы знаете, что у каждой страны и у каждого города есть свой герб и свой флаг?
Давайте проверим, знаете ли вы герб и флаг Рязани?
(на доске располагаются несколько флагов или гербов разных городов. Вызываются желающие. Они должны выбрать нужное изображение)
Вед: Почему ты думаешь, что это флаг именно Рязани?
Реб: На желтом фоне рязанского флага в центре : князь Олег Рязанский. В левом верхнем углу изображена шапка Мономаха - символ царской власти.
Вед: А почему ты решил, что это рязанский герб?
Реб: Золотой щит с изображением князя, одетого в красный плащ, украшенный золотой застежкой, серебряные штаны и сапоги. В правой руке он держит серебряный меч, в левой серебряные ножны. Шапка Мономаха, расположена над щитом. По бокам щита изображены серебряный конь и золотой грифон.
Вед. Молодцы, настоящее Рязани вы знаете неплохо. А давайте с вами отправимся в прошлое нашего края, может быть мы там тоже узнаем что-то интересное? Итак представьте, что мы в машине времени, не забудьте пристегнуться. Закрываем глаза честно-честно, начинаем перемещение во времени. Пять. четыре. три. два. один. пуск. (звучит таинственная музыка).
Вед: Ну вот мы и прибыли. Открывайте глаза.
(на пеньке сидит Косопуз, топориком обстругивает полено. Видит детей, испуганно вскакивает)
К: Ой, кто здесь?
Вед: Это дети из детского сада. Они прилетели из будущего на машине времени, чтобы больше узнать о прошлом родного края. А вот ты кто?
К:.Как кто? Как кто? Я - Рязанский Косопуз. Неужели не узнали?
Вед: Дети, вы знаете, кто это такой? (нет, не знаем).Нет, Косопуз, мы тебя не знаем. Расскажи о себе, уж больно имя у тебя смешное.
К: (обиженно) Смешное. а вот и не смешное. И не имя это вовсе, а прозвище. Живём-то мы где? Всё леса да леса. Вот потому главное дело у нас, Рязанцев, лес рубить да всяко из дерева строить. Вот и хожу я с топором за поясом. Оттого и пузо кажется на бок перекошено. Почти все Рязанцы - потомственные плотники, а значит люди деловые да мастеровые. Понятно? Так что вовсе не смешное у меня имя, а гордое!
Вед: Извини, Косопуз, теперь знать будем. А повесели-ка нас чем-нибудь!
К: Хорошо. Ну-ка, скажите "оса". "Оса"
Хвать тебя за волоса!
А скажите "муха". "Муха".
Хвать тебя за ухо!
А скажите " лук". "Лук"
Тебя по лбу стук!
Ну, посмеялись, и хватит.
Я вот вам сейчас загадки загадаю. Вы из будущего прибыли, поди и забыли совсем вещи старинные, чем мы пользуемся, как живём. Готовы (да)
Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
(самовар)
Новая посуда, а вся в дырах.
(решето)
Эту обувь не забыли,Хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати,У печи оставят. (лапти).
Воду дед носил с утра,Каждый раз по два ведра, На плечах дугой повисло. Держит ведра. (коромысло).
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.
(Печь)
На топтале был, на кружале был, на пожаре был, Домой пришел — семью кормил.
(глиняный горшок)
К: И правда, посуду из глины рязанцы тоже лепить умеют.
Наши Скопинцы-мастера
Заткнут за пояс любого гончара.
Из глины такое чудо делают,
Что гости заморские красотою любуются,
С мастерами торгуются,
Берут и вазы, и чаши.
Хороши товары наши!
(показывает изделия Скопинской керамики)
К: А вы молодцы, знаете наши вещи. Не ожидал. Вот я ещё с вами поиграть хочу. Да только игры у нас, молодцев, не простые. С детства стараемся мы свою ловкость показать. Вот игра есть. Поставил палочку на палец или на ногу, держишь её и говоришь: "Малечина-калечина, сколько часов до вечера?" Затем отпускаешь вторую руку и считаешь. раз. два. три. кто сколько продержит. Кто дольше, тот и победил. Есть среди вас ловкие молодцы? (игра "Малечина-калечина").
К: Заигрались мы. А где же моя мастерица-кружевница Марьюшка? А вот и она.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О рязанских мастерицах
На весь мир молва идет! (входит Мастерица)
М: Здравствуёте, люди добрые. Я - мастерица-кружевница Марьюшка.
Так уж у нас заведено, мужчины лес рубят, дома строят, да всякие вещи из дерева мастерят. А мы, женщины, долгими вечерами, собираемся, песни поём, да рукодельничеам. Кто вышивает, кто пряжу прядёт, кто кружева плетёт. Есть недалеко от Рязани славный град Михайлов. С давних пор знаменит он своим кружевом. Посмотрите, какую красоту создают Михайловские кружевницвы.
Но чтобы кружева сплести, нужны вещицы особые. Ну-ка, угадайте, что это за вещь такая.
Первое слово - повар на флоте:
Знает толк и в борщах и в компоте.
Слово второе найдешь ты в хоккее:
Шайбу забить без него не сумеешь.
Эти два слова составь воедино,
Буковку выбрось из середины.
М: Правильно, коклюшки.
А плетут кружева из разноцветных ниток. Давайте посмотрим, какие же цвета ниток используют мастерицы?
Дети: Красный, чёрный, зелёный, жёлтый.
А всё кружево – многоцветное, словно жаркий летний день. Что значит многоцветное?
Дети: В нём много цветов. Нитки разного цвета.
М: Правильно. Вот что они обозначали:
Красный цвет – заря утренняя,
Чёрный – мать-земля,
Зелёный – травушка-муравушка,
Жёлтый – солнце золотое.
Раньше одежда называлась «окружение», а когда по ней пускали кружева, то они кружились «узор кружится», от этого и появилось такое название – кружева, как будто кружатся.
Давайте мы с вами тоже кружева сплетём. Только не из ниток, а в хороводе. Есть такой хоровод, так и называется "Ниточка". Выходите, детки.
(хоровод "Ниточка" под музыку "Песенка кружевницы")
М: А ещё в старину девушки любили ленты. Ими и одежду украшали, и в косы вплетали. А если ленты длинные были, то играли с ними.
(игра "Заря заряница". Ведущий держит шест с лентами. Считалкой выбирается ведущий. "Я куплю себе дуду и на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди. Мы играем - ты води"
Дети идут по кругу, водящий в другом направлении и говорят такие слова:
Заря – заряница Красная девица
По полю ходила, Ключи обронила
Ключи золотые Ленты расписные
Раз-два, не воронь, А беги как огонь.
На последних словах водящий кладёт ленту на плече одного игрока, тот берёт ленту, они вдво м бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым займёт исходное место, тот победитель, а неудачник становится водящим).
М: Понравилось играть? (да) А вот ещё одна игра. Называется "Колечко с лентой".
(Ведущий продевает в колечко длинную ленту, концы связывает. Дети берутся за ленту, образуют круг, в центре которого встаёт водящий и закрывает глаза. Дети перебирают руками ленту со словами: "Ты катись, катись, колечко, к нам на красное крылечко. Раз, два, три, четыре, пять, выходи кольцо искать.
Один из игроков прикрывает кольцо рукой. Водящий открывает глаза и старается угадать, кто спрятал кольцо. Если угадывает, то занимает место в круге, а игрок становится водящим.)
Вед. Ну, ребята, вижу весело вам тут. Но пора и домой возвращаться. Скажем "Спасибо" мастерице Марьюшке и Косопузу. До свиданья!
(дети "садятся" в "Машину времени", закрывают глаза, звучит музыка)
Вед: Ну вот мы и дома. Интересное было путешествие? Что нового вы узнали о прошлом Рязани? (ответы).
Славно мы попутешествовали по прошлому и настоящему. Теперь вы больше знаете о своём родном городе и ещё больше его любите. Правда?
Красив наш город. Много в нём парков, площадей, музеев, театров и разных интересных мест.
А представьте, что к вам приехал гость, который никогда не бывал в Рязани. Подумайте, что вы ему покажете? Куда поведёте?
(ответы детей).
А на последок я хочу рассказать вам ещё об одном интересном музее. Это музей Рязанского леденца. (слайды)Он расположен прямо возле кремля.
Здесь можно отправиться в увлекательное путешествие в прошлое сахарного дела, самим расписать леденец, а в Чайной отведать русскую кухню 19 века.
Но самый знаменитый леденец - это, конечно же Петушок на палочке. Петушка всегда почитали на Руси, украшали его изображением дома, вышивали на одежде. Его даже называли "Птицей Счастья".
И в память о нашем сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам такие петушки-леденцы.
До свидания!