Алина Серышева
«Чек-лист» — что это? И как по нему подготовиться к родительскому собранию?
▼ Скачать + Заказать документы
Чек-лист - это перечень пошаговых последовательных действий, которые Вам необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе. Чаще всего он представляет собой перечень задач, которые нужно выполнить и проверить их выполнение. Примером такого чек-листа является обычный список дел «на сегодня»:
Но список задач - это отнюдь не единственный вариант чек-листа. В нем также могут перечисляться различные предметы, какие-то условия или критерии, наличие которых нужно проверить.
Кроме того, чек-лист может состоять из вопросов, на которые нужно ответить, и идей, которые можно воплотить в реальность.
Публикация «„Чек-лист“ — что это? И как по нему подготовиться к родительскому собранию?» размещена в разделах
Главная особенность чек-листов (и главное их отличие от обычных списков) заключается в том, что они требуют от человека активного действия, а не просто пассивного чтения. Продвигаясь по чек-листу, мы отмечаем выполненные задания или проверенные условия. И это очень важно в педагогической деятельности: отмеченные пункты создают у нас «ощущение прогресса» и являются дополнительным фактором мотивации. А неотмеченные пункты напоминают о том, что еще предстоит сделать или проверить.
Поэтому очень удобно и рационально использовать чек-лист при подготовке к занятию, семинару, конференции, или же родительскому собранию.
В наше время важно донести информацию родителям чётко, лаконично и по фактам. Чек-лист помогает нам определить то, что, как и где мы хотим сказать.
Разберём на примере.
Собрание в ДОУ по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
1. Формулировка цели собрания.
Зададим себе вопросы: Для чего мы проводим собрание? Какой результат нам хочется получить от этого собрания?
Так приходим к формулировке цели нашей встречи с родителями: Способствовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки ребенка в этот период.
2. Ставим данную цель под контроль.
Вопросом «Как я могу повлиять на достижение цели?» мы ставим ряд задач:
1) создать условия для ознакомления родителей с понятием “адаптация”; 2) создать условия для осуществления рекомендаций родителям по подготовке ребенка к детскому саду; 3) создать условия для ознакомления с различными способами и приемами в воспитании детей раннего возраста; 4) создать условия для установления эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями, показа возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения к друг другу.
3. Далее делаем так чтобы наша цель стала сенсорно очевидна по следующим трём пунктам:
«Что я должна сказать на собрании, и какую позицию в диалоге я выбираю?»
Выбирается горизонтальная позиция диалога. Позиция - сотрудничества.
Также в данном пункте прописывается сценарий собрания.
«Что я должна показать на собрании родителям?»
Подготовка и демонстрация схем, исследований, памяток, консультаций, и прочих материалов по необходимости.
«Что я хочу услышать от родителей?»
Выстраивается примерный план хода беседы.
4. После того как цель и задачи подробно разобраны, и мы понимаем для чего проводится собрание, мы должны увидеть цель в контексте, а именно:
Где будет проводится собрание?
Проверка готовности оборудования и места, выбор даты, объявление родителям.
Собрание проводилось в группе ДОУ.
С кем?
Заранее были обозначены участники собрания и их роль: роль воспитателя, роль родителей, роль специалистов.
Как?
Вид собрания - данное собрание включало 3 вида (информационное, установочное, информационно-просветительское).
Форма организации собрания -”Круглый стол”
Форма организации пространства - Круг (см. рис.)
5. Далее мы планируем как мы придём к решению вопроса собрания, рассмотрев 2 пункта:
Первый пункт – как мы можем повлиять на достижение поставленной цели?
Второй пункт – Что для этого нужно?
Важно не путать данный пункт с пунктом 2, поскольку в пункте «Цель под контролем», мы ставим ряд задач для себя. В этом же пункте мы ставим задачи для родителей.
6. Ресурсы.
После чего, мы должны проработать источники откуда мы можем получить максимум достоверной информации, для предоставления этих источников родителям (список интернет-источников, литература, памятки, советы, консультации)
7. И последний, но не менее важный пункт «Первый шаг».
Что я самостоятельно сделаю, для решения данной проблемы в ближайшие 24 часа? Или, обозначить основные пункты, которые я бы хотела услышать от родителей.
Любое мероприятие можно проанализировать по чек-листу.
Данный алгоритм помогает повысить производительность труда. С чек-листами нет необходимости постоянно держать в голове различные нюансы и второстепенные детали, поэтому можно сосредоточиться непосредственно на самой работе.
Проблема экономии времени также помогает решить данный лист: не нужно тратить время на планирование и ненужные размышления (что делать дальше, куда двигаться, а все ли я сделал и т. д.).
И, конечно же, он помогает поддерживать самодисциплину. Поскольку, чек-лист постоянно напоминает о работе, не дает отвлекаться и заставляет двигаться вперед.