Елена Михалина
Безопасное движение на дорогах — цена жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
На Сегодняшний День защищенность наших детей на дороге - проблема первостепенная, в особенности для населения крупных городов. Первое, с чем встречается ребенок в своем ежедневном походе за знаниями, - дорога, автомобильный транспорт и не всегда осознающие опасность собственного поведения для окружающих водители. Даже до школы, находящейся внутри жилого квартала, ребенку приходится добираться среди стоящих на тротуарах автомобилей.
Публикация «Безопасное движение на дорогах — цена жизни ребенка» размещена в разделах
Когда дошкольник с раннего детства знакомится с непростой техникой и становится соучастником дорожного движения, возникает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения. Дорожно-автотранспортный травматизм является причиной высокой смертности среди наших детей. Предотвращение причин и условий аварийности должно быть одним из ключевых национальных приоритетов.
В обеспечении защищенности учащегося задача образовательной организации, преподавателя - научить детей правилам безопасного поведения на дороге, сформировать стойкое и сознательное отношение к осуществлению достаточно простых, но жизненно необходимых правил безопасности, поэтому и особую роль в решении данной проблемы предотвращается учреждениям образования: детским садам, школам, колледжам и высшим учебным заведениям. Избежать угроз на улицах и дорогах возможно лишь путем соответствующего воспитания и преподавания детей с преждевременного возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время образовательные учреждения решают проблемы преподавания детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но исследование ситуации на дорогах демонстрирует, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы. Поэтому проблема детского дорожно-автотранспортного травматизма по-прежнему хранит свою актуальность.
Статистика демонстрирует, что каждый год вследствие трагедий на дороге в мире погибают приблизительно 1,2 миллионов человек и свыше 50 миллионов получают ранения, причем на страны с низким и средним уровнем доходов приходится приблизительно 90% абсолютно всех погибших и пострадавших на дороге. Наиболее высокий процент смертности от всех разновидностей травм приходится на дорожно-транспортные происшествия.
Как показывает опыт работы, на сегодняшний день единых требований к обучению учащихся правилам безопасного поведения на дороге нет.
Количество часов, выделяемых в курсе ОБЖ в современных просветительных стандартах и в учебных планах преподавателя ОБЖ на исследование ПДД, никаким образом повлиять на действия ребенка не может.
Родители обязаны твердо усвоить мощь собственного примера. Вы-объект любви и подражания для детей. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Основными причинами нарушения правил детьми являются:
-Неумение наблюдать;
-Личная недисциплинированность детей;
-Невнимательность и беспечность.
Мы предлагаем вам подборку материалов по двум основным направлениям работы:
-Формирование у детей специальных навыков;
-Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения.
Рекомендации по формированию у детей специальных навыков.
1. Навык переключения на улицу. Подходя к концу тротуара, к бордюрному камню, остановитесь, замедлите движение, выдержите паузу, необходимую для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону (проезжую часть, осмотрите улицу в обоих направлениях.
2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице. Уходя из дома с ребенком, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
3. Навык переключения на самоконтроль. Умение следить за своим поведением формируется каждодневной тренировкой под руководством родителей.
4. Навык предвидения опасности. Ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Уроки предвидения скрытой опасности проводите, находясь на тротуаре, в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта.
Неоднократно покажите ребенку с тротуара :
-стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающий из-за него попутный автомобиль;
-стоящий автобус (сзади)и внезапно выезжающий из-за него встречный автомобиль;
-стоящий грузовик или легковой автомобиль и внезапно выезжающий из-за него другой транспорт;
-кусты, деревья, забор, кучи земли и снега, строительные материалы возле дороги и выезжающий из-за них транспорт;
-движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;
-движущийся транспорт и встречный автомобиль, выезжающий из-за него.
Необходимо добиться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору улиц, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как рекомендация к повышенной осторожности. Следует выработать условный рефлекс «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы».
Обращайте внимание детей на обманчивость и опасность пустынных улиц с редким движением транспорта. Они не менее опасны, чем оживленные улицы: не видя транспортных средств, и не слыша их шума несколько минут, дети часто выходят и даже выбегают на проезжую часть, не осмотрев ее, интуитивно предполагая, что «улица пуста».
5. Навык наблюдения. Подойдя к проезжей части, ребенок должен повернуть голову «налево-направо» и осмотреть улицу в двух направлениях. Это должно быть доведено вплоть до автоматизма. Осматривать дорогу ребенок обязан несколько раз, так как обстановка на дороге может стремительно поменяться. Прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, следует посмотреть «налево». Дойдя до середины проезжей части, необходимо взглянуть «направо».
Особенно тщательно ребенок обязан осматривать улицу, когда с противоположной стороны располагается родной дом, известные, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этих случаях легко не заметить едущий автотранспорт.
Обучите детей всматриваться вдаль и быстро замечать автомобиль, байк, мотоцикл, велосипед, поскольку иногда ребенок смотрит, но не замечает двигающийся вдали легковой автомобиль или мотоцикл.
Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, ведите с ребенком результат времени, которое требуется транспорту, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать «секунды», ребенок научится правильно определять скорость транспортного средства и предвидеть момент его приближения.
Научите детей определять направление предстоящего перемещения автотранспорта: тот или иной авто поедет непосредственно, но тот или иной приготовляется к повороту (введен курсор поворота).
Родителям тех детей, у которых имеются значительные отклонения от общепризнанных мерок по зрению, и в частности используются очки, необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование ребенка на улице резко осложняется. «Боковое зрение», играющее важную роль для того, чтобы заметить транспорт, приближающийся сбоку, у детей с дефектами зрения намного меньше, нежели у детей с нормальным зрением.
Такой ребенок должен быть еще наиболее бдительным, так как он может ошибиться в определении расстояния до автотранспортного средства и его скорости, может не заметить автомобиль. Целесообразно, чтобы ребенок в очках компенсировал недостаток зрения более частным и тщательным поворотом головы и просмотром улицы «налево» и «направо».
Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотврати.