Потоля Наталья
Картотека бесед о добре и дружбе
▼ Скачать + Заказать документы
"Добро не умрет, а зло пропадет"
Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям
Воспитатель читает детям стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Публикация «Картотека бесед о добре и дружбе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
Ситуативный разговор.
Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". (Добры – добросердечный)
Воспитатель: Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное больше всего в сказках)
Воспитатель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик – спальчик, Ховрошечка)
Воспитатель: А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да они бывают злыми.
Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Караба – Барабас, Баба Яга, гуси - лебеди)
Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики изобразить добрых сказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга)
Воспитатель: В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.
Послушайте историю.
Жила – была девочка, такая же как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки.
Воспитатель: Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?
Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?
Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».
Воспитатель: Как вы думаете, что произошло дальше?
От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.
Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла.
Воспитатель: Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие)
Воспитатель: Как вы думаете, добро победило зло? А почему вы так решили?
Беседа : «Дружбой дорожить умейте!»
Цель: знакомство воспитанников с правилами дружбы.
Задачи: 1) показать важность истинных друзей в жизни человека;
2) научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга;
3) научить разделять радости и печали друзей.
Ведущий: Тема нашей беседы : «Дружбой дорожить умейте!». Поэтому мы с вами сегодня поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.
Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
1. Все за одного, а один за …. (всех).
2. Семеро одного … (не ждут).
3. Один в поле….(не воин).
4. Старый друг лучше…. (новых двух).
5. Нет друга, ищи, а нашёл. (береги).
Ведущий: Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:
1. Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).
2. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надёжных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом).
3. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).
4. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).
5. Хочешь дружбы - будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
Ведущий: Слово «дружба» по своему значению тесно связана с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний.
Как вы думаете, какого друга можно назвать настоящим?
А каким бы ты хотел видеть своего друга?
Чего бы ты желал от друга?
Ведущий: Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.
Послушайте в связи с этим стихотворение А. Барто «Требуется друг»
«Все живут - не тужат,
а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
красные колготки
и характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной…
мы же одногодки,
как сестрички мы почти,
мы как две голубки
из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти -
ты во всём должна идти
другу на уступки.
Предлагаю Ильиной -
ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной -
и спортивный свитер,
и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
стану знаменита!
Все пятёрки до одной
у Светловой Нади.
Я прошу: - Ты со мной
подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать -
дать контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: Молчала бы!
Не вставать же на колени,
уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
срочно требуется друг!
Ведущий: Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать - язык не поворачивается. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. Такие отношения скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник.
Друг - человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.
Товарищ - человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям.
Приятель - человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Ровесник - человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.
У каждого человека не так много настоящих друзей.
Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.
Другу ты отдать сумей
Всё тепло души своей.
Всё отдал - богаче стал,
что сберёг, то потерял.
Итог: Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?
Так каким должен быть друг?
Вносится картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его). Ребята, осмотрите на эту картину и скажите, правильно ли поступил мальчик? Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?
-Возьми, пожалуйста, свой платочек!
А что ответила девочка?
-Спасибо тебе.
Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые). А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова “пожалуйста”, “спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.
А как называются слова “пожалуйста” и “спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее).
А сейчас я проверю, знаете ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:
В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще (здравствуйте)
Не проявляйте днем лень
Сказать при встрече (добрый день)
Вы после завтрака могли бы
Сказать всем поварам (спасибо).
Из вежливости, не из жалости
Почаще говори (пожалуйста).
Когда уходишь всем на прощание
Скажи простое (до свиданья)
Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.
Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.
Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .
Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? (Передай, пожалуйста, хлеб)
Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги,пожалуйста, застегнуть пуговицу)
Как вежливо попросить игрушку у товарища? и. д.
А кто знает стихотворение о вежливости? (ребенок читает стихотворение С. Я. Маршака
“Ежели вы вежливы”).
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
А какие вы знаете пословицы о вежливости?
Доброе слово – слаще меда.
Доброе слово согревает, дурное – огорчает.
А какие люди говорят такие пословицы и поговорки:
Из “спасибо” и шапку не сошьешь.
“Спасибо” в карман не положишь, домой не принесешь.
Правильно, так говорят не вежливые, ленивые люди, которые недооценивают “волшебные” слова.
(Раздается стук в дверь). Интересно, это кто к нам пришел? Да это почтальон Печкин принес письмо Свете. А чтобы оно дошло до своего адресата, необходимо передать письмо друг другу с просьбой. Нельзя повторяться, иначе письмо вернется на почту.
Воспитатель: Будь добр, передай письмо Свете.
Дети используют такие слова и выражения:
- Марина, я тебя очень прошу…
- Если тебе не трудно…
- Ты не мог бы…
- Сделай доброе дело…
- Передай, пожалуйста…и т. д.
Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки). Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.
Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым? Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается) А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)
А теперь попрощаемся с почтальоном Печкиным (повторяться нельзя). Дети говорят:
- До свидания…
- До завтра…
Почтальон уходит.