Галина Зимникова
Консультация для родителей «В чем польза сказкотерапии для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Во все времена сказки всегда вызывали восторг и интерес у детей всех возрастов. Наверное, нет ни одного ребенка, который был бы равнодушен к сказкам. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Дети всегда с нетерпением ждут того момента, когда взрослые прочитают им новую или продолжат рассказывать старую сказку. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл. Сказки помогают детям отправиться в невероятные фантастические путешествия, верить в добро и в то, что если подумать, то сможешь справиться с любыми трудностями. Применение сказок для мягкой коррекции нежелательного поведения, избавления от привычек, страхов и комплексов называется сказкотерапией.
Публикация «Консультация для родителей „В чем польза сказкотерапии для детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой» для людей всех возрастов, помогающий человеку сконцентрироваться на своей проблеме, и, самое главное, найти выход из трудной ситуации. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. В основе метода лежит использование сказки, сюжет которой будет своеобразным «отражением» текущей проблемы, а финал истории послужит подсказкой о том, как поступить в конкретной ситуации. Дети, встречаясь в сказочном рассказе, с лучшей версией самого себя, учатся у героя совершать добрые поступки, быть счастливыми и справедливыми. Как правило, в каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни ребенка, где герои наделяются характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение.
В каждом возрасте у детей существуют свои предпочтения в сказках, которые нужно обязательно учитывать.
Так, двухлетним детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. При помощи сказкотерапии в 2-3 года можно помочь ребенку избавиться от страхов и тревог, снять эмоциональное напряжение, облегчить адаптацию к детскому саду, а также развить фантазию, внимание, речь.
В 3-5 лет детям наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. Они часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. В этом возрасте начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать, дети начинают чувствовать в себе личность, у них начинают проявляться страхи, кризисы, капризы. В этом возрасте сказкотерапия может помочь научиться общаться, выстраивая полноценный диалог.
Приблизительно с 5 лет ребёнка начинают интересовать человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. При помощи таких сказок дети получают жизненный опыт на примере героев.
С 6 лет дети предпочитают волшебные сказки, которые служат отличным помощником в коррекции поведения и мышления.
Начиная с 6-7 лет, сказкотерапия помогает максимально комфортно пройти адаптацию к школе, учит ставить и достигать первые цели, а также продолжать закреплять полученные навыки. При этом у детей развиваеся фантазия и воображение, умение выражать свои мысли, способность слушать другого, они учатся вставать на место другого.
При работе с детьми применяются 3 основных вида сказок:
1. Художественные и народные сказки. Они способствуют воспитанию взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др.
2. Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы.
3. Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера ребенка. Они обязательно прорабатываются под конкретную личность.
Традиционно, в занятие по сказкотерапии входит 3 этапа:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее анализ и обсуждение.
2) рисунок или лепка наиболее значимого для ребенка персонажа или отрывка;
3) проигрывание сказки в ролях.
Сказка ничего не навязывает, но при этом мягко помогает решить многие психологические проблемы. Но здесь важно понимать, что это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая работа, эффект от которой обязательно будет виден со временем.
Что же дает сказкотерапия детям?
Метод сказкотерапии помогает снять психоэмоциональное напряжение, способствует улучшению взаимопонимания внутри семьи, улучшает навыки общения, развивает эмоциональный интеллект, воображение, речь, а также помогает раскрыть творческие способности детей. При этом, что очень важно, ребенок понимает:
• Во-первых, взрослые интересуются его проблемами и готовы оказать ему поддержку.
• Во-вторых, сказочные истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
• В-третьих, ребенок усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности».