Наталья
Консультация «Как выбрать правильный мультфильм»
▼ Скачать + Заказать документы
«Аладдину» – да, «Аватару» – нет!
Как выбрать правильный мультфильм.
Психологи бьют тревогу: современная детская анимация может быть небезопасна. Бесконтрольный просмотр мультиков способен не только затормозить развитие ребенка, но и нанести вред его психическому здоровью.
Удар по психике
Многие мультфильмы, выходящие на наши экраны, можно назвать вполне удачными произведениями – как в художественном отношении, так и с точки зрения детских психологов. В качестве положительного примера можно привести американскую «Историю игрушек», где движения и мимика персонажей разнообразны и хорошо прорисованы. Или упомянуть «Чучу» Гарри Бардина, которая, с точки зрения психологов, содержит важные для ребенка образы и переживания.
Публикация «Консультация „Как выбрать правильный мультфильм“» размещена в разделах
Однако психологи из Института современного детства считают, что некоторые из транслируемых сегодня мультфильмов могут плохо сказаться на детском развитии, сформировать у ребенка склонность к зависимостям (например, сделать его более уязвимым для наркомании, игромании, вызвать психические расстройства. Особенно если речь идет о самых маленьких.
«Безусловно, период освоения мира не должен быть загружен просмотром мультфильмов, - говорит ведущий научный сотрудник Института современного детства Елена Бугрименко. – Пока не сложился ансамбль основных функций раннего детства (то есть пока ребенок не умеет одновременно идти, держать предметы, смотреть и слышать, нельзя его усаживать как пассивного зрителя перед телевизором. Иначе могут появиться проблемы с движением, речью, и развитие в целом может сильно затормозиться. Кроме того в раннем возрасте от двух с половиной до трех лет, лучше смотреть черно – белые мультфильмы, поскольку цвет привлекает ребенка, и ему становится сложно следить за движением».
Детям постарше смотреть, что попало, тоже не рекомендуется. Иначе дело может дойти даже до эпилептического припадка. «Высокая скорость смены кадров, при которой резко меняется еще и яркость изображения, может превысить возможности детского восприятия, - объясняет другой сотрудник Института Людмила Эльконинова. – Так, резкие и частные вспышки в фильме «Покемоны» вызывали у многих детей эпилептические припадки»
«Очень важно, чтобы темпоритмические характеристики фильма не противоречили возможностям восприятия ребенка, - добавляет Бугрименко. – Когда вы читаете сказку и держите ребенка на коленях, вы всегда чувствуете, где нужно замедлить, где сменить интонацию, потому что слушателю уже очень страшно. А тут экран. И если ребенок не успевает переживать происходящие события, то может дойти до нервного срыва».
Старые мультфильмы о главном
Не все это знают, но в советские времена все мультфильмы проходили жестокий контроль, и каждый кадр рассматривался «под лупой», в том числе и с точки зрения его воздействия на ребенка. Позиции цензоров того времени кажутся небезусловными, а многие советские мультфильмы – слишком примитивными, ура-советскими или морализаторскими. И все же у советской анимации не отнять того, что она была комфортна для детской психики, учила прекрасному, доброму, вечному и порой оформляла эти уроки в самобытной авторской манере – просмотр мультика часто становился для ребенка первой встречей с искусством.
В последние два десятилетия ситуация изменилась. Сегодняшний телеэфир, а также видео – и кинорынок наполнены западной продукцией, которая зачастую сделана дешево и халтурно, без всякого учета возможностей и потребностей ребенка. Да и нынешние российские мультипликаторы не всегда учитывают особенности детского восприятия. В результате дети получают несортированный поток анимационного зрелища, в котором жестокость уживается с сентиментальностью и дурным вкусом, ходульные сюжеты оформлены в безликой эстетике, а герои лишены даже намека на индивидуальность.
Все это для многих родителей очевидно. Усаживая ребенка перед телевизором, чтобы получить часок свободного времени, взрослые уже не рассчитывают на пользу просмотра. Однако они наивно уверены, что полтора часа бессмысленных удовольствий не принесут большого вреда. Они ошибаются.
Как бороться с «неправильными мультиками»
Случаи явных психических расстройств, к счастью, не так уж часты. В основном урон для психики и развития детей не сразу заметен для родителей. Однако экранная продукция влияет на речь и пластику ребенка, под её воздействием создаются его представления о мире и система ценностей, придумываются последующие игры. Кроме того, формируется почти наркотическая зависимость от экшна, от череды сменяющихся зрелищ, от бездумных развлечений, которые не требуют от зрителя ни интеллектуальных, ни эмоциональных усилий.
Сегодня проблема стала очевидна для многих. О том, как бороться с «неправильными мультфильмами» задумались и у нас, и зарубежом. В Англии, Австралии, Норвегии, Канаде заметны попытки возродить традицию авторской детской анимации, и на телеэкранах все чаще появляются мультфильмы с прекрасными литературными сюжетами и изысканной графикой.
Работа над развитием детской мультипликации продолжается и в России. На прошедшем анимационном фестивале «КРОК» была организована конференция, посвященная детскому аниматографу. Участники смотрели и обсуждали мультфильмы, психологи их оценивали, а опытные режиссеры - Юрий Норштейн, Эдуард Назаров - делились опытом с молодыми.
Одним словом, профессиональное анимационное сообщество в меру сил пытается проблему решать. Увы, авторские короткометражки на телеэкранах погоды не делают, так что развитие и здоровье детей остаются по-прежнему заботой родителей. Психологи советуют им тщательно отбирать для своих малышей анимационную программу и по возможности смотреть мультфильмы вместе с детьми, наблюдая за их реакцией.
Три самых громких анимационных скандала
1. 38-я серия «Покемонов» получила известность из-за того, что 685 японских детей были госпитализированы после её присмотра с симптомами, напоминающий эпилептический припадок.
2. Печально прославились «Телепузики» после того, как Сара Грэм, бывший продюсер канала Children’s BBC, созналась, что эти и другие программы были придуманы под воздействием галлюциногенов.
3. В России дважды оскандалились сериалы «Симпсоны» и «Гриффины». В 2005 году родители Смыковы подали в суд на канал РЕН, утверждая, что «Симпсоны» и «Гриффины» наносят вред детскому здоровью. Второй раз эти сериалы вместе с десятком других стали мишенью в 2008 году в деле о канале 2х2. Было озвучено мнение психологов, утверждавших, что эти мультфильмы вредны.
Как выбрать мультики для дошкольников и младшеклассников
1. Движения и мимика персонажей разнообразны и хорошо прорисованы.
Если нет пластики движений и мимики, это вредит развитию детского телесного самоощущения, потому что экран – это еще и зеркало, в котором ребенок видит образец для подражания. Амимичность и диспластичность оборачиваются потом недостаточным развитием телесного самоощущения и плохой координацией.
Рекомендация: плюс-«История игрушек» (Pixar Disney, минус-аниме-сериалы, например «Аватар».
2. Сюжет содержит важные и актуальные для детства образы и переживания.
Среди непременных сюжетных ходов – образы встречи, превращения, близкого и чужого, необычного. Важно, чтобы в мультике присутствовали чувство ревности, страх и его преодоление, дружба, любовь, достижение желаемого через какие-то усилия.
Плюс – «Чуча» (реж. Гарри Бардин, минус – «Том и Джерри» (Disney).
3. Пугающие или эмоционально напряженные события чередуются с более спокойными. Сюжет фильма не разворачивается слишком быстро, а его темп соответствует возрасту и индивидуальному развитию ребенка – так, чтобы у него было время на сознание и переживание происходящего.
Плюс – «Аладдин» (Disney, минус – «Властелины времени» (реж. Рене Лалу).
4. Мультфильм не должен разрушать базового доверия к миру. Этим иногда грешат талантливые авторские фильмы для детей, предлагающие слишком мрачную картину мира, в которой персонаж не получает никакой любви и поддержки. Не обязательно, чтобы фильм был однозначно позитивным и радостным, но важно, чтобы в нем не было безысходности и безнадежности.
Плюс – «Варежка» (реж. Роман Качанов, минус - «Девочка-дура» (реж. Зоя Киреева).
5. Чувства героев имеют двойственный, противоречивый характер. Для развития ребенка важно, чтобы эти чувства не были однозначны и примитивны.
Плюс – «И мама меня простит» (реж. Анатолий Петров, минус – «Грибок-теремок» (реж. Владимир Полковников).