Илона Откидач
Консультация «Агессивные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивные дети
Нередко приходится слышать от огорчё нных родителей: «Такой хороший был мальчик,а сейчас страшный драчун! В детском саду только его и ругают! Все дети как дети,а он…»
К сожалению,как правило,эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения из «хорошего,доброго мальчика» в «драчуна и задиру»-встречаются достаточно часто. Почти в каждой группе детского сада. Откуда же они берутся?
Публикация «Консультация „Агессивные дети“» размещена в разделах
У самых маленьких детей осознанного агрессивного поведения не наблюдается практически никогда. малыш может,случайно, заигравшись,причинить боль взрослому или ребёнку. Если взрослый остановит ребёнка или предупредит возможность такого действия, то отпадёт и «опасность» .Соответственно,не возникнет вероятности закрепления подобных действий в поведении малыша. Но уже на 2 году жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возникает активность ребёнка. Научившись ходить, он приступает к ознакомлению исследовательской деятельности. Всем известно,сколько хлопот причиняют дети этого возраста. Проворные, шустрые и любознательные малыши всюду могут залезть,всё стремятся потрогать ;и в этом они уже меньше зависят от взрослого,чем на первом году жизни. С расширением возможностей для самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребёнка. подчас это стремление к самостоятельности-знаменитое «я сам» выливается в первые попытки маленького человека «настоять на своём» вопреки желанию родителей. К 3 годам жалобы на упрямство сына или дочки звучат настойчивее. Добиваясь своего,ребёнок использует любые средства в том числе и крик,и плач,и капризы,и вспышки ярости,а иногда и «агрессивные действия» .Это связано с тем,что эмоциональные переживания детей раннего возраста,отличаются особой (высокой) интенсивностью,их проявления не регулируются социальными нормами и волевыми усилиями как у более взрослых детей (после 3 лет). Своё недовольствие 2-3 летние дети выражают весьма непосредственно: кричат,падают на пол, топают ногами,визжат,могут царапаться,кусаться,драться. Особенно это свойственно сильным. подвижным, активным детям, привыкшим к немедленному удовлетворению своих желаний. Единичные попытки такого поведения втречаются в этом возрасте у многих детей, однако привычными они становятся, к счастью, редко. Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения наблюдаются в ситуации,когда желание ребёнка по какой-то причине не выполняется. Разнообразие желание ребёнка не имеет границ. И конечно же не все они могут быть осуществлены. Вот и возникает реальная возможность конфликта между взрослым и ребёнком. Как же надо вести себя в подобной ситуации?
В основном следует использовать так называемый «отвлекающий манёвр» .Дети раннего возраста переключаются,их эмоциональная сфера очень лабильна, а стремление достичь своей цели ещё очень велико. И практически всегда есть возможность ещё до того как ребёнок начнёт настаивать на исполнении своего требования, направит его интерес на другую деятельность или объект. Немедленные страхи,категоричные запреты самое неэффективное средство. Частое их использование приводит как правило к совершению противоположным результатам. Кроме слова «нет» надо обязательно что-то предложить взамен. Если не предложить ничего,то происходит выделение желания,и ребёнок зафиксируется на нём надолго. После этого ребёнка переключить очень трудно,и если взрослый переходит от спокойного убеждения к раздражению,крику,от слов к наказанию,или не выдержав,уступает, то ребёнок очень скоро усваивает такой способ поведения.
Описанные варианты нарушения поведения ребёнка в раннем возрасте не являются в чистом виде агрессивностью,а лишь могут включать отдельные действия в припадке ярости или вспышке протеста. В среднем и старшем дошкольном возрасте,5-6лет,агрессивное поведение уже может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребёнка с другими людьми (со сверстниками).чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки,на агрессивные действия ребёнка по отношению к младшим братьям и сёстрам,на попытки мучить животных. Такое поведение раннее спокойного,доброжелательного ребёнка настораживает. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребёнка дома,то их развитие и перенос на более широкую арену-в группу детского сада-даёт повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие личности.
Нужно учить детей общаться с другими,учить играть в обществе сверстников. Умение понять другого человека, сопоставить его стремление со своими планами и целями способность представить чужие потребности,чувства,переживания требуют достаточного опыта межличностного общения. Если же малыш общается только с несколькими близкими взрослыми,то. как правило,он испытывает затруднения при переходе от этого узкого круга к целой компании детей в детском саду. Даже в благополучной семье очень трудно обеспечить достаточное развитие и игровой деятельности,и навыков общения. Без постоянного общения,контакта с другими детьми это вообще невозможно. Не все причины психотравмирующие ребёнка можно устранить. Старший ребёнок ревнует к малышу,или активно сопротивляется посещению детского сада,помещению в больнице,такой выход остаётся недоступным. И здесь очень важно создать максимальный эмоциональный комфорт. попытаться разъяснить ему его переживания,уделяя ему много больше внимания,любви, ласки.
В целом источники агрессивного поведения детей дошкольного возраста обуславливаются и биологическими,и характерологическими особенностями,темпераментом, эмоциональной возбудимостью,а также социальными причинами- положением в коллективе, семье, степенью удовлетворения этими факторами. Внимание,умелое руководство поведением ребёнка, предупреждение упрямства и капризов, выработка у ребёнка навыков общения, может предупредить проявление агрессии у дошкольника или не допустить её дальнейшее развитие.