МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка раннего возраста в ДОУ

Гульназ Ахметьянова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка раннего возраста в ДОУ

Слайд 1 Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка раннего возраста в ДОУ

Сопровождение ребёнка и семьи в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах

Слайд 3 Цель психолого-педагогической работы :

- создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, гармоничного развития их личности и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

Задачи:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; помощи детям в адаптации к дошкольному учреждению;

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

При взаимодействии с детьми происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди, животные. Жизнь ребенка не стоит на месте, он каждый день узнает, что - то новое. И для того чтобы ребенок развивался необходимо присутствие взрослого, который поможет раскрыть все тайны такого большого мира.

Слайд 4 Основной целью работы с детьми является сопровождение ребенка, как система профессиональной деятельности «команды» специалистов направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей.

Слайд 5 Работа с детьми и родителями строится по следующим направлениям:

Психодиагностика

Психокоррекция

Психопрофилактика

Психопросвещение

Психоконсультирование

Слайд 6 Психодиагностика - это изучение индивидуальных особенностей личности ребенка :

1. Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корригирующего воздействия;

2. Диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно - развивающего процесса;

3. Выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении;

4. Определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.

Психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.

Структура и формы:

Слайд 7 Система психодиагностической работы строится следующим образом. В начале учебного года проводится экспресс-диагностика уровня психического развития детей для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа.

Слайд 8 По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям я провожу углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Слайд 9 Психологическое обследование ребенка в детском саду, так же проводится по просьбе воспитателя, родителя заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием проводится беседа с воспитателем, где выясняется, как воспитатель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в воспитании и обучении. Далее собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе его общение с другими детьми и воспитателем, поведение и выполнение заданий на занятиях, соблюдение режимных моментов помогает мне создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно построить психологическое обследование.

Слайд 10 Исследование ребенка, направлено на постепенное изучение целостной картины развития ребенка :

1) анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц;

2) беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана;

3) сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);

Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет дает возможность выработать рекомендации для родителей и воспитателей.

Слайд 11 Следующее направление это Психокоррекция

Целью данного направления является содействие полноценному психическому и личностному развитию, а так же создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Психокоррекция это - это систематическая работа с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям, а так же развивающие групповые и индивидуальные занятия по результатам обследования и просьбе воспитателя, родителя затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему.

Слайд 12 Структура и формы:

В развивающей работе я ориентируюсь на средневозрастные нормы развития детей, для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, который может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Так же я осуществляю коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием всех специалистов ДОУ.

Обязательно:

1. Выстраиваю индивидуальную траекторию развития ребенка в процессе консультирования.

2. Слайд 13 Провожу коррекционно-развивающие занятия с детьми с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных).

3. Слайд 14 Групповые и индивидуальные психокоррекционные занятия – это работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах по программе Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;

4. Слайд 1 4 Также провожу занятия с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению по программе А. С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

Ожидаемые результаты:

Слайд 15 При правильном подборе необходимого диагностического материала, игр и упражнений предполагается улучшения, устранения имеющихся нарушений у детей, а так же повышения уровня развития детей. При взаимодействии с детьми используется принцип от простого к сложному, содержание расширяется и углубляется.

Слайд 16 Поэтому любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развивать свои познавательные способности, обучаться навыкам общения, умению сотрудничать, понимать свои и чужие эмоции.

Слайд 17 Т. к. занятия строятся в доступной, игровой форме, интерес поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятий дети сидят, стоят в кругу, что создает ощущение целостности, психологический комфорт и облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Программы содержат ряд конкретных технологий, и четкое следование которым позволяет добиться положительных результатов.

Слайд 18 Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Слайд 19 Для улучшений самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождениях.

Взаимодействие с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения родителей с педагогами и специалистами. Мы приглашаем родителей с детьми, посмотреть детский сад, будущую группу, показываем оснащение сада (учебный и игровой материал, площадку для прогулки и т. д. Такая демон-страция удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду.

Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психолого- педагогической культуры.

В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям и педагогам, должны входить:

- возрастные особенности детей;

- условия, необходимые для полноценного психологического развития;

Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д., а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.

В рамках реализации данного направления необходимо заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей.

Слайд 20 Важной профилактической процедурой в работе является сопровождение периода адаптации поступающего в ДОУ ребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплексного подхода. Медицинский персонал занимается сбором полного анамнеза, администрация и психолого- педагогическая служба информируют родителей об особенностях адаптации дошкольников, отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, чтобы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привыкания.

Слайд 21 Психологическое консультирование

Задачи:

• Организовывать методическую помощь педагогам ДОУ по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО.

• Обеспечивать оказание консультативной помощи всем участникам образовательных отношений.

• Оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами в жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Повышение психологической культуры воспитателей, педагогов, родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Слайд 22 Также на базе МАДОУ детский сад № 18 в рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» являющегося частью национального проекта «Образование осуществляет свою работу Консультационный центр. Консультационный центр создан с целью повышения доступности и качества дошкольного образования через развитие вариативных форм дошкольного образования и совершенствования методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям воспитывающих детей дошкольного возраста, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации. В состав консультационного центра входят специалисты: заведующий образовательным учреждением, старший воспитатель, педагог – психолог, учитель-логопед, старшая медицинская сестра и инструктор по физической культуре.

Слайд 23 Организация предоставления услуг по оказанию педагогической помощи осуществляется на основании: обращения родителей, зарегистрированных в установленном порядке в журнале регистрации родительских обращений. В ДОУ разработано и утверждено Положение о консультационном центре, ежегодно составляется план работы на учебный год.

Взаимодействие с родителями и детьми в консультационном центре проводится во время пандемии в онлайн режиме.

Слайд 24 Кроме устных консультаций, консультаций в сети интернет родители получают полезную информацию на печатных и электронных носителях: буклеты, памятки, подборки практического материала.

Слайд 25 Наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.

Слайд 26 Психологическое просвещение

Наиболее удачной формой работы с семьей является родительский клуб, где в отличие от собраний общение основано по схеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями или педагогами.

Слайд 27 Понимая степень занятости родителей, также используются такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Почта доверия», выпуск бюллетеней, мини журналов. Для всех членов семьи предоставляется возможность с помощью короткой записки высказать свои сомнения по поводу развития ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

Благодаря налаживанию сотрудничества педагогов и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной причиной, мешающей им заниматься с ребенком. Затем показываются возможности ее решения. Как правило, именно эта причина вызывает ведущее нарушение в структуре педагогического процесса, которое выражается в виде выпадения или дисфункции какого-либо компонента воспитания.

Слайд 28 Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:

• Поставленные цели и задачи реализуются

• Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем

• Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых

• Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы

• Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Слайд 29 И прав был В. А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Публикации по теме:

Игра в жизни ребенка раннего возрастаИгра в жизни ребенка раннего возраста Игра занимает в жизни ребёнка особое место. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ Казакова Е. Н. Влияние родителей и воспитателей.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка раннего возраста в ДОУ
Опубликовано: 25 мая 2021 в 21:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка раннего возраста в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Гульназ Ахметьянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД