Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с использованием методики Монтессори

Гульчачак Хафизова
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с использованием методики Монтессори

Кто же они - дети с особыми образовательными потребностями? К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся следующие категории детей : с нарушениями речи, нарушением интеллекта, с сенсорными нарушениями (слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ранним детским аутизмом. Такие дети в силу своих особенностей требуют специально организованных условий обучения и воспитания. [2].

В последнее время наметилась тенденция по включению детей с особыми потребностями в образовательную систему, формированию у них потребности к качественному образованию в течение всей жизни.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с использованием методики Монтессори» размещена в разделах

Большое внимание уделяется созданию оптимальных условий для успешной коррекции развития, воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для ребенка с особыми образовательными потребностями, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение - стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой. Включаясь в такую среду, ребенок с особыми образовательными потребностями учатся возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния, и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих адаптации и развитию ребенка.

Именно поэтому особая деятельность по педагогическому сопровождению особенных детей является востребованной и актуальной. С целью оказания всесторонней помощи родителям, повышения уровня их психолого-педагогической компетентности, на базе Дома ребенка было организовано педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями в рамках работы отделения восстановительного лечения, которое предполагает совместное взаимодействие медицинских и педагогических специалистов с родителями и их детьми [1]. Для родителей, открываются возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, для раннего развития и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, родителям оказывается действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.

В рамках работы с родителями проводятся фронтальные и индивидуальные занятия[2]. У нас работают: учителя-дефектологи, психолог, Монтессори-педагоги, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, медицинские сестры, старший воспитатель, воспитатели с большим педагогическим опытом. Родители знакомятся с системой работы учреждения и здесь же получают знания и практические умения по самым разнообразным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

В процессе психолого-педагогической деятельности происходит консультирование родителей по вопросам развития ребенка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка в условиях семьи, совместные с родителем игровые развивающие занятия с детьми, обучение способам эффективного взаимодействия с ребенком, практикумы-семинары для родителей, тренинги.

На восстановительное лечение поступают дети раннего возраста с отклонениями в нервно-психическом развитии (задержка психо-речевого, психомоторного развития, детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна и др.). Мария Монтессори считала, что до трех лет естественной (заложенной природой) доминантой в жизни ребенка является впитывающий разум, который работает с помощью передачи сигналов сенсорной сферы (зрения, слуха, тактильных ощущений и т. д.)

к коре головного мозга и вызывает ту или иную реакцию. [4]

Именно методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал в специально-созданной развивающей среде, где проявляет свои способности. Методика способствует развитию мышления, логики, памяти, внимания, речи, мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности.

Особое внимание уделяется возможности одновременного участия и обучения родителей и ребенка, что вызывает у каждого участника этого процесса положительные эмоции. На занятиях создаются ситуации, где ребенок должен быть наравне с мамой, или даже помочь ей в какой - либо деятельности, так же обыгрываются ситуации, когда дети остаются одни, без родителей.

Активно применяются упражнения из практической жизни - игры с водой, звуком, пересыпанием песка, манипуляции с предметами различной величины, формы, цвета, а так же мытье рук, посуды, застегивание пуговиц, «молний», кнопок, игры с разборными игрушками, мозаикой, строительным материалом и выполнением физических упражнении. Занятия по методике Монтессори побуждают у детей исследовательский интерес к познанию нового, что улучшает эффективность коррекционных мероприятий.

Во время занятий происходит обучение не только ребенка, но и родителей. Мамы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду. Большое внимание уделяется для развития отношений ребенка и родителей дома, а также созданию дома Монтессори-среды. Для гармоничного и правильного развития малышей необходимо несколько зон, которые мамы и папы могут сделать сами:

- зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно (вешалки для вещей, полотенце, зубная паста, мыло и т. д.);

- зона языкового развития, в которой могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы;

- зона творчества, в которой ребенка будут ждать краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества. В ней малыш может рисовать, делать различные подделки. Например, из макарон разной формы можно сделать бусы, из круп можно сделать прекрасные картины.

- зона естествознания, сюда нужно поместить все, что расскажет ребенку о внешнем мире: фигуры и картинки животных, цветы, разные жидкости, предметы с разной температурой и т. д. ;

- зона сенсорного развития, она хорошо развивает моторику. Здесь малыша будут ждать разные по форме, содержанию, запаху, структуре предметы. Обязательным предметом в такой зоне станет небольшой таз или ведро с разной крупой, в которой будут спрятаны различные мелкие игрушки.

- зона активности, которой может стать детский спортивный уголок.

Вот так просто и незаметно можно организовать дома свой центр Монтессори.

В результате ребенок может научиться:

-заботится о себе и об окружающем мире,

- доводить начатое дело до конца,

- осваивать алгоритм определенных действий,

- расширять и уточнять свои знания,

- совершенствовать координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений.

Таким образом, метод Монтессори - это гуманная, мудрая, заботливая система воспитания ребенка. В семье, которая старается следовать этой системе, всегда царит радость и гармония, счастье и уют. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг.

Литература:

1. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. - М. :Эксмо,2010.

2. Орлова Д. Большая книга Монтессори. - СПБ: Прайм-еврознак, 2008

3. Программа развития детско-родительских отношений: совместная деятельность педагогов, родителей и детей (НА, Кочетонл). - Волгоград, 2014.

4. Хилтунен Е. А. Детский сад по системе Монтессори. - М. :Издательство «Национальное образование», 2016.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики К. Орфа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с использованием методики Монтессори
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 13:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с использованием методики Монтессори» (включая файлы) размещена пользователем Гульчачак Хафизова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД