Получи документы

Особенности работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста

Екатерина Русских
Особенности работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста

Выступление на семинаре для воспитателей Тема: Особенности работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста

Введение

Речь – это основа человеческого разума, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Но опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей.

Публикация «Особенности работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах

1 Часть. Что такое связная речь, типы и значение связной речи

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Существует два типа связной речи : диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).

• Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чём – то и вызвать на ответ, побудить к какому – то действию.

• Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких – то фактах.

Диалог по стилю в основном разговорная речь.

Значение развития связной речи :

1. дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

2. развивается чувство красоты языка (выразительность, образность).

3. выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.

4. овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

2 Часть. Особенности развития связной речи у детей второй группы раннего возраста.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности. Ребенок много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ на чьи-либо высказывания – словом определяет свои действия и намерения под влиянием ситуации. Постепенно начинают рассказывать об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам и без них). В состоянии воспроизвести содержание речи взрослого.

3 Часть. Формы и направления работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста

В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью, в том числе связной :

• обучение на занятиях

развитие речи детей в повседневной жизни.

Уже отмечалось, что речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т. п. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.

Дети 2–3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находиться около воспитателя, он начнет повторять за ним понравившиеся слова или небольшие фразы, пытаясь в чем-то разобраться, утвердиться. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с детьми. Нужно постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.

Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т. п., и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (вместе с детьми что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет; путешествует по детскому саду и территории участка).

Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о шалостях и проказах котенка, щенка, о забавном попугае, об умной собаке, хитрой вороне и т. п.

Осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение всего дня, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.

Речь воспитателя – это образец для подражания детям. Она должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Замедленную речь детям легче воспринимать, следить за её содержанием, запоминать текст. Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя и им необходимо правильно пользоваться, беречь от перенагрузок. Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.

В группах раннего возраста следующие направления работы для развития связной речи :

1. Развиваем понимание речи. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

2. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

3. Развиваем звукоподражания, работаем над звуками речи.

Помните, что предмет сначала называем словом, и только после этого произносим звукоподражание, восклицание, «лепетное» слово. Например, рассматривая с ребенком картинку, сначала мы говорим:

«Это паровозик. Паровозик едет, гудит: У-У-У!»

«Это насос. Возьми в руки насос! Он свистит: С-С-С!»

«Это пчела. Она жужжит: «Ж-Ж-Ж!»

4. Накапливаем глагольный словарь. Имея в своём запасе даже небольшое количество глаголов (сидит, лежит, спит, едет, летит) ребёнок сможет построить простую фразу, а это уже новый этап в речевом развитии. Например, слово – действие «идёт». Вы с малышом смотрите в окно и проговариваете происходящее на улице. «Смотри, дядя ИДЁТ. Вот тётя ИДЁТ. Собачка ИДЁТ!» и так далее. На следующий день возьмите для изучения другое слово – действие. Во время прогулки понаблюдайте за всеми, кто «бежит» : Собачка БЕЖИТ! Мальчик БЕЖИТ. Дядя за автобусом БЕЖИТ! Пусть в ваших фразах будет больше эмоций, малышу легче будет запомнить новое слово. Имея в своём запасе даже небольшое количество глаголов (сидит, лежит, спит, едет, летит) ребёнок сможет построить простую фразу, а это уже новый этап в речевом развитии.

Это основные направления работы по развитию связной речи, но кроме того мы активно работаем над развитием речевого дыхания.

В заключение еще раз хочется сказать о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Дидактические игры для развития связной речи в группе раннего возраста.

1) Где Петрушка?

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на дива, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.

2) Кто как кричит

Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки (игрушки) с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

- Вспомните, как говорит поросенок

- Хрю – хрю

- Как говорит котенок?

- Мяукает? И т. д.

3) Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход игры: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»

4) «Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход игры: Ребё нок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит показать, как гудит самолет. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

Литература:

1. https://www.pdou.ru/categories/9/articles/3229

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 96с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Конспект НОД по сенсорному развитию с детьми второй группы раннего возраста «Кукла и мишка в гостях у детей»Конспект НОД по сенсорному развитию с детьми второй группы раннего возраста «Кукла и мишка в гостях у детей» Конспект НОД по сенсорному воспитанию с детьми 2 группы раннего возрастаЗадачи: - Закреплять умения детей различать и называть основные.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста
Опубликовано: 31 января 2021 в 20:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы по развитию связной речи у детей второй группы раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Русских на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД