Папки-передвижки

Консультация «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» для педагогов группы раннего возраста и младшей группы

Татьяна Зыкова
Консультация «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» для педагогов группы раннего возраста и младшей группы

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Цель: ознакомление с сенсорными эталонами и способами их использования

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей.

Публикация «Консультация „Сенсорное воспитание детей через дидактические игры“ для педагогов группы раннего возраста и младшей группы» размещена в разделах

Сенсорное развитие – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное воспитание - это совершенствование у детей сенсорных процессов. Оно включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – основные цвета, черный и белый цвет, оттенки; пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, три величины (большой, средний, маленький).

Работа над темой «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» осуществлялась в течение 2014 - 2015 учебного года с детьми 2 – 3 лет.

Целью работы было – ознакомление с сенсорными эталонами и способами их использования.

Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, т. к. с разными свойствами предметов могут быть организованны разные действия. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группирование по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.

В течение года у детей, на занятиях по сенсорному воспитанию, формировались эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о хроматических и ахроматических цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Знакомились с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из значительного количества предметов.

На основе поставленных задач на занятиях использовалась система дидактических игр и упражнений.

Предлагаемые игры и упражнения представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменить отдельные игры и упражнения другими, аналогичными по смыслу. После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал предлагался детям и для самостоятельных игр.

Существенным фактором в планировании и проведении занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения в процессе непосредственно образовательной деятельности с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. п. Так, в играх постоянно происходило ознакомление с качествами предметов. При умывании дети узнавали температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санках или переноске игрушек в корзине учитывают тяжесть предмета. Собирая матрёшку, размещая вкладыши, одевая маленьких или больших кукол, они знакомились с величиной. Форму предметов дети учитывали в играх со строительным материалом, при проталкивании предмета в отверстия.

Работа по сенсорному воспитанию занимала особое место в режиме дня. Проводя занятия, на которых осуществлялась ориентировка на цвет, проводилась при естественном освещении, т. к. при искусственном освещении, дети не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого оттенка.

Дидактический материал раскладывался на однотонных столах. С детьми проводились дидактические игры и упражнения : «Назовите геометрическую фигуру», «Башня из кубиков», «Собери матрёшку», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Какой формы предмет», «Расставь мебель», «Выкладывание орнамента», «Угадай по описанию», «Где находится предмет» и т. д.

Сущность дидактических игр как средства обучения

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (неслучайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л. С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра, не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу,

2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр : игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Охарактеризуем кратко некоторые виды дидактической игры :

Игра-путешествие - призвана усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

Игра-поручение по содержанию проще, а продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игра-предположение («Что было бы.»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельностей детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В их основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры :

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей. Направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета

Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков: выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр :

1) функция формирования психических новообразований;

2) функции формирования умений, навыков совместной и самостоятельной работы;

3) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

4) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, создать радостное настроение.

Основные принципы планирования и проведения занятий:

• Системность

• Последовательность

• Наглядность

• Дифференцированность

Основные требования к занятиям:

• Пособия, дидактические игрушки предлагаются детям после показа действий взрослым, иначе ребенок использует их не по назначению.

Игры – занятия могут повторяться, пока большинство детей не овладеет соответствующими умениями.

• Большая часть времени занятия используется для самостоятельных действий ребенка с предметами.

• После занятия дидактические игрушки нужно предоставить детям для самостоятельных игр.

• Одни и те же предметы нужно давать в различных вариантах (разных размеров, окраски, материала).

Длительность игр – занятий от 2 лет до 3 лет – 12 – 15 минут.

Публикации по теме:

Дидактические игры своими руками. «Сенсорное лото» для детей раннего возрастаДидактические игры своими руками. «Сенсорное лото» для детей раннего возраста В условиях дошкольного учреждения недостаточно используются самодельные игрушки, хотя они вызывают у детей восторг, удивление, желание.

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей 1–3 лет через дидактические игры» План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». Выполнила: воспитатель.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры» Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Ротанова Оксана Андреевна, я работаю в Д/С №3 «Теремок» 5 лет. Работаю я в 1 младшей группе.

Презентация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры» Сенсорное воспитание-это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» .

Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игрыСенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры Цель: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста Актуальность:.

Консультация «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет через дидактические игры» Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры». Цель: формирование сенсорных эталонов через использование дидактических.

План профессионального самообразования воспитателя по теме «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» МДОАУ «Детский сад № 60» ПЛАН профессионального самообразования воспитателя Липатовой Оксаны Константиновной на 2019-2020.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» для педагогов группы раннего возраста и младшей группы
Опубликовано: 22 октября 2019 в 16:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» для педагогов группы раннего возраста и младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Зыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД