Лучший педагог года

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Ильмира Башпаева
Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Тема семинара

«Организация развивающей предметно- пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС»

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста» размещена в разделах

Елизавета Ивановна Тихеева

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.

Оценка работы педагога в соответствии с ФГОС ДО осуществляется по результатом создания образовательной предметно – пространственной среды

Понятие «развивающая предметно – пространственная среда»охватывает и пространственную ее организацию, и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развития.

Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.

Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Одним из требований Стандарта является требования к условиям, которые включают в себя требования к развивающей предметно-пространственной среде.

ФГОС ДО устанавливает критерии к ней.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает :

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает :

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает :

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Создавая предметно-развивающую среду в нашей группе учитывались требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Я старалась сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.

Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин». Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.

Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.

В музыкальном центре располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. С детьми играем в такие музыкальные игры, как «Угадай, на чем играю», «Что звучит», «Оркестр».

Любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки мы обыгрываем при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный, театр на фланелеграфе. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача- пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный изобразительный материал находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение.

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. Особую роль в приобщении детей к книге отводим книжному центру. При оформлении центра учитываем реализуемую программу и индивидуальные особенности этого возраста. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.

В нашей группе есть центр сенсорики. Дидактические пособия, которые здесь представлены доступны для детей, они яркие, разнообразные, а также они полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.

Центр природы служит не только украшением группы, благодаря ему дети получают базовое представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически.

В любое время года наш центр природы выглядит ярко и красочно, что безусловно привлекает внимание детей. Они с удовольствием экспериментируют, рассматривают наглядный материал, который находится в свободном доступе. Таким образом формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.

В пространство группы гармонично вписывается центр физического развития, оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.

Центр уединения

Каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями.

В нашей группе к сожалению нет такого островка тишины и спокойствия - уголока уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам. В планах создать такой уголок, который будет отделен от других зон легкой ширмой. Мягкие подушки, коврики, книги, фотоальбомы – всё это позволит ребёнку комфортно расположиться, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий его мир.

Такая организация предметно-пространственной развивающей среды, по моему мнению, кажется наиболее рациональной, так как она учитывает требования ФГОС, все основные направления развития ребенка третьего года жизни и способствует его благоприятному развитию.

Дети – цветы, что цветут среди нас,

Как бы не трудно нам было подчас.

Дарят они нам свою красоту,

Детскую радость и веру в мечту!

Публикации по теме:

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» Характеристика группы: группу раннего.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Уголок уединения для детей раннего возраста»Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Уголок уединения для детей раннего возраста» «Уголок уединения» - ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на развитие социального и эмоционального.

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период.Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период. Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для развития детей. Во время прогулки дети получают много новых впечатлений, эмоций.

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период.Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период. Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для развития детей. Во время прогулки дети получают много новых впечатлений, эмоций.

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возраста В год экологии у нас в Детском саду родилась идея поделить группы на участки: юные фермеры,юные натуралисты (юннаты,юные орнитологи,юные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в ДОУ Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе Особенность развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы – накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста от 2 до 3 лет Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста играет очень важную роль в развитии ребёнка. Среда – это не только.

Организация развивающей предметно — пространственной среды во 2 группе раннего возраста. Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе. Развивающая предметно – пространственная среда второй группы раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста
Опубликовано: 30 октября 2017 в 10:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ильмира Башпаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД