Получи документы

Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ

Роза Симонова
Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем

В. Высоцкий

В настоящее время этнокультурный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании, имеющий широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности обучающегося с его потребностям в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.

Публикация «Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ» размещена в разделах

При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован этнокультурный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации этнокультурного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Как показывает, исторический опыт, потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России.

Этнокультурное воспитание – это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний детей о родной народной культуре: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии [1, с. 78].

Выделяют следующие принципы введения этнокультурного компонента в воспитание детей дошкольного возраста:

• Достоверность – сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными.

• Занимательность – включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира.

• Доступность – информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;

• Вариативность – преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы.

Комплексностьпознавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий.

• Полихудожественность – предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов.

• Эгоцентричность – подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию.

• Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона [2, с. 110].

Соблюдение указанных принципов, учитывающих этнокультурную проблематику содержания образования, в наибольшей степени отвечает реалиям настоящего времени и перспективному развитию общества и каждой личности.

В нашем детском саду мы работаем по программе «Мы в Мордовии живем» под редакцией коллектива авторов (О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина и др.) [4]. Работая над темой «Воспитание национальной культуры» большое внимание уделяется приобщению детей к истокам региональной культуры, развитию интереса к национальным традициям. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно-развивающей среды в группе и детском саду в целом.

В группах детского сада созданы национальные уголки, с помощью материалов которых мы расширяем представления детей об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа в прошлом и в современности. В национальном уголке имеются национальные костюмы. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды и с особенностями мордовского костюма (эрзянского, мокшанского).

В уголках присутствуют так же российский и мордовский флаг, фотографии с достопримечательностями города Саранска, книги соответствующей тематики, с целью наглядного ознакомления детей с родным городом.

Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем путем ознакомления детей с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка-свистулька, домовой, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы.

На занятиях по изо-деятельности мы стараемся вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий, с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами, полотенце маме, на рисование так же знакомим детей с национальными узорами мордвы. В процессе ознакомления с мордовскими узорами у детей развивается способность различать и называть объемные геометрические элементы мордовского орнамента («крест», «галочка», «елочка», «ромб», ритмично располагать их. Дошкольники знакомятся с цветовой гаммой, характерной для мордовских узоров (красный – черный – белый, а так же учатся гармонично сочетать цвета.

В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности воспитатели детского сада используют мордовские подвижные игры: «В волков» («Верьгизнесэ» – эрз., «Врьгазса» – мокш., «В шарагу–варагу», «В круги» («Кругсо» – эрз., «Кругса» – мокш., «В журавлей» («Каргинесэ» – эрз., «Каргоса» – мокш., «В петушка» («Атякшкесэ» – эрз, «Атякшса» – мокш., «В ворону» («Варакасо» –эрз., «Варсиса» – мокш., «В платочки» («Пацинесэ» –эрз., «Руцяняса» – мокш., «В слепую старуху» («Сокорбабасо» – эрз., «Сокорбабаса» – мокш.) и т. д. В процессе игр дети учатся самостоятельно организовывать знакомые игры и выполнять роль ведущего и водящего в подвижной игре.

На музыкальных занятиях дошкольники знакомятся с народной музыкой (народов, населяющих Мордовию – эрз. нар. песня; «Ак калач» («Белый калач»); тат. нар. песня; «Нармоннятне, лиеда» («Птички, прилетайте» и др.) и музыкой композиторов Мордовии (Слушание – «Земля моя любимая», муз. А. Аверкина, сл. П. Черняева; «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тютю-балю», муз. Л. П. Кирюкова, сл. Ф. Атянина; «Умарина» («Яблонька», муз. Н. Бояркина; пение – «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; мокш. нар. песня; «Сеельне» («Ежик», муз. и сл. Г. И. Сураева-Королева и др.).У детей развивается фонематический слух, совершенствуется интонационная выразительность мокшанской (эрзянской) речи.

Совместно с Мордовской республиканской детской библиотекой регулярно проводятся тематические мероприятия («Мордовские сказки и игрушки»). На мероприятии организуются тематические выставки, где представлены красочные иллюстрированные книги, старинные мордовские игрушки: глиняные свистульки, куклы и т. д. Сотрудники библиотеки проводят различные тематические игры («Ворон и цыплята», мордовские танцы, проходят и показы мультфильмов («Куйгорож). Детям очень нравятся такие мероприятия.

Через экскурсии, произведения литературы продолжается знакомство с достопримечательностями родного города. Формируется первичное представление о народах, населяющих Мордовию, об их языках; закрепляется название города, в котором живут дети, знакомятся с названиями улиц, на которых они живут, с достопримечательностями, расположенными недалеко от детского сада или места жительства ребенка (памятники, школы, поликлиники, кинотеатры, магазины и пр.).

Одним из важных педагогических условий формирование этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи мы осуществляем путем включения следующих мероприятий в перспективное планирование работы с родителями :

– участие родителей (в праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой);

– консультации для родителей, темы которых «Русские или мордовские традиции в воспитании детей»; «Как смастерить народную игрушку со своими малышами»;

– минута общения с ребенком;

– стенгазета «Мордовиянь эйкакштне».

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребенка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребенок будет любить, и по- настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика»Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (кувшинов). Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать.

Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУОпыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.

Опыт кружковой работы по экспериментальной деятельности «Познаю мир» в ДОУОпыт кружковой работы по экспериментальной деятельности «Познаю мир» в ДОУ Опыт работы: по кружковой работе экспериментальной деятельности «Познаю мир» в МБДОУ "Причины встречающейся интеллектуальной пассивности.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группеОпыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе Выступление на педсовете: "Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе «Ромашка».Описание материала: данная работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 20:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Роза Симонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД