Лучший педагог года

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста в образовательной деятельности

инна умярова
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста в образовательной деятельности

Важным этапом, определяющим все дальнейшее развитие ребенка, является дошкольное воспитание. Самым интенсивным развитием процесса восприятия является период раннего и младшего дошкольного возраста. Не случайно в истории психологии и педагогики привлекала внимание многих ученых, исследователей проблема развития восприятия и сенсорных способностей. Сенсорное воспитание, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в большей степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка. Так, как мы работаем с детьми раннего возраста, мы сделали вывод, что на этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Каждый ребенок, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. И поэтому мы уже с 1,6 возраста стараемся дать детям широкие возможности для использования всех пяти чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Изучив сенсорные способности малышей, мы выяснили, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать единицы. Мы отметили, что форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному применению в жизни. Таким образом, мы определили для себя следующие основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста : развитие восприятия цвета, величины и формы. В решении этих задач мы подобрали игрушки и пособия разные по цвету, форме и материалу. Это шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру, а также матрешки, пирамидки, разнообразные вкладыши, разборные игрушки и тд.

Публикация «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста в образовательной деятельности» размещена в разделах

Работа проводилась поэтапно. Сначала учили детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные шары», «Собери бусы», «Ежики», «Собери цветы» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Мы постоянно разнообразили дидактический материал. Использовала и игрушки самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», «Цветные автомобили» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, мы использовали сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Мы старались также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Сервируем стол» и «Украсим поляну», «Строим разноцветный забор для зайчика» цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету, цвету и по форме. Сенсорное развитие обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, а это в свою очередь способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, был замечен особый интерес к уголку ряженья. В группе были сшиты фартуки, юбочки с оборочками синего, красного, Желтого и зеленого цветов. Работу по цветовосприятию продолжили в сюжетно-ролевой игре «В гостях у куклы Кати». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую чашку и поставить чашку на блюдце такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить чашку и тарелку синего цвета и тд. Также мы проводили с малышами такие занятия, как «Ежики», «Разноцветные мячики» и тд. Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте. Если в раннем младенчестве малыша привлекали внешние эффекты: яркость цвета, новизна деталей, необычность формы, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. Он изучая предмет поглаживает, постукивает и тд. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства и, чем больше сюрпризов, тем интереснее для него ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое качество как любознательность – так начинается экспериментирование. В течении года мы проводили следующие эксперименты. Например в сентябре, проводили игры с песком и водой на участке с представлениями о форме и величине. В октябре: песок сухой и мокрый («Сыпется или нет», вода («Переливается и разливается»,свойства воды, прозрачность, способность воды отражать окружающие предметы и тд. Проводилась работа с родителями. Были проведены и оформлены консультации «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Художники в памперсах», «Сенсорные способности малыша». Провели мастер-класс совместно с родителями «Дидактическая игра своими руками на развитие сенсорных способностей малышей 2-3 лет» Оформили выставку дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Подробно рассказывали родителям на родительских собраниях о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности современного воспитания сенсорных способностей, а также о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Мы объясняли взрослым как играть, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. В нашей работе мы также используем другие формы работы по сотворчеству детей и родителей : создание коллективных творческих работ, рисунки совместного творчества, создание коллективных работ. Все семейные поделки используем для оформления интерьера групповой комнаты, участвуют в конкурсах и выставках, используются в качестве подарков. Например, семейные рисунки на тему «Здоровая семья – здоровое будущее» мы использовали как оформление зала ко Дню здоровья. Еще одна коллективная работа была посвящена ко Дню Матери, где родители и дети проявили творчество и фантазию, изготовляя цветок из бумаги используя нетрадиционную технику. Подводя итог, можно сказать, что проведенная нами работа в течении всего года благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Развитие восприятия в процессе приобретения сенсорного опыта помогло в развитии у детей раннего возраста восприятия цвета, величины и формы, а также позитивно повлияло на эстетическое чувство, развитие наблюдательности, на развитие воображения. Дети стали более внимательны, овладели новыми способами предметно-познавательной деятельности.

Литература

1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология : физиология развития ребенка : Учеб. Пособие для вузов. – М. :Академия, 2003.

2. Беляев Н. Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999.

3. Воспитание детей раннего возраста /Под ред. Г. М. Лялиной. – М. :Просвещение, 1976.

4. Гуськова Т. В. Личностные новообразования детей в период кризиса трех лет/ Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина//Хрестоматия по детской психологии. – М. :ИПП, 1996.

5. Е. Б. Волосова – М. : Развитие ребенка раннего возраста. Линка – Пресс, 1999.

6. Монтесори М. Помоги мне сделать это самому! Сост. М. В. Богуславский. – М. :Карапуз, 2000

7. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : пособие для воспитателя детского сада. – М., 1983.

8. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. – В кН. : Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1995.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО ВОЗРАСТА. НАША ТЕМА : РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста в образовательной деятельности
Опубликовано: 23 мая 2022 в 10:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста в образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем инна умярова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД