Папки-передвижки

Развитие речи детей раннего возраста при обучении навыкам самообслуживания с помощью чтения потешек, стихотворений

Татьяна Фролова
Развитие речи детей раннего возраста при обучении навыкам самообслуживания с помощью чтения потешек, стихотворений

Воспитание навыков самообслуживания

— довольно длительный процесс, осуществляется постепенно. [/b] Среди приемов, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, на первом месте стоит прямое обучение — показ, напоминание, совместная деятельность с ребенком.

Приучение детей к самообслуживанию воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата. Освоив навыки самообслуживания у ребенка поднимется самооценка.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста при обучении навыкам самообслуживания с помощью чтения потешек, стихотворений» размещена в разделах

Развитие навыков самообслуживания проходит во всех режимных моментах, постоянство и единство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

приёма пищи (есть ложкой, пить из кружки);

раздевания и одевания (снимать и одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

опрятности (пользоваться горшком).

В период адаптации к детскому саду ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком, в режимных моментах помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями — правильно держать ложку, чашку, умываться.

Поэтому подбираются потешки, стихи, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю.

В раннем возрасте важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. А малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша.

Использование народного творчества (потешек) стихов помогает решить следующие речевые задачи:

Развитие слухового и фонематического восприятия;

• Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп, формирование правильного речевого и певческого дыхания;

• Обогащение словаря дошкольника;

• Развивитие восприятия поэтической речи;

• Развитие интонационной выразительности речи.

А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены.

Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему.

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше.

Уборка игрушек

[/b]

«Ну, теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно.

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть».

«Мы с игрушками играли,

Их на место убирали.

Кто любит трудиться -

Работы не боится».

Прием пищи

[/b]

«А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа».

«На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Пей, дружок, вкусный сок,

Будешь строен и высок».

«Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот».

«Утром завтрак у людей!

И у птиц, и у зверей.

Молоко из кринки пьют

Ваня и Егорка.

Зайцы овощи грызут,

А мышата - корку».

«У котика в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели.

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

«Ротозей, ты, ротозей!

Если дали тебе кашку

Надо есть ее скорей!»

«Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.»

«Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед».

«Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!»

«Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За столом не сори,

Насорил — так убери».

«Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

На того, кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно».

«Мы едим всегда красиво,

После скажем все «Спасибо»

«Это - ложка, это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!»

Потешки при засыпании

[/b]

«Спи, усни, Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят».

«Мариночка сладенькая,

Спи, дочка маленькая.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять».

«Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Песни громко поет,

Ване спать не дает

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять,

Только глазки закрывать».

«Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.»

«Ходит Сон

Близ Окон.

Бродит Дрема

Возле Дома.

И глядят:

Все ли спят».

«Люли, люли, баиньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Насте спать велят.»

Люли, люли, люли, бай

Поскорее засыпай.

Уж я по воду пойду, Заек чаем напою».

«Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем».

«В детском садике у нас наступает «тихий час».

Дети глазки закрывают и тихонько засыпают.

Баю-баю-баиньки, в огороде заиньки.

Зайки траву едят, малым деткам спать велят».

«Целый день играл наш Вова,

Вам спасибо скажем, ножки.

Вам спасибо скажем, ручки.

С каждым днем вы все послушней.

Слушаются ножки нашего Вовочку:

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит,

И тебе он спать велит.

(зажимаем пальчики).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.

- Тс-с-с.».

Потешки после сна

[/b]

«Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка».

«Мы спокойно отдыхали,

сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!»

«Ребятки, просыпайтесь!

Глазки открывайтесь!

Ножки потянитесь, ручки поднимитесь».

«Просыпайтесь, потянитесь, на бочок перевернитесь.

Слегка приподнимитесь, а потом - садитесь».

«Потягуни — потягушечки

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем! Растем».

Потешки при причесывании

[/b]

«Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса —

Всему городу краса».

«Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

-Маму, дочка, слушайся».

«Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу».

«Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брагу

Целый день ходить лохматым».

Одевание на прогулку

[/b]

«Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.»

«Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай, по порядку надевай.

Сначала колготки мы с тобой наденем,

Каждую ножку в домик свой поселим.

«Вот колготки. Посмотри.

Они сшиты изнутри.

Ты, дружочек, не зевай,

Потихоньку надевай.

Собери чулок в гармошку,

И надень его на ножку.

До коленки натяни,

И другой чулок возьми.

Вот и все теперь вставай

И колготки одевай».

«Посмотри, на улице стало холодать.

Пришло время кофточку деткам одевать».

«А теперь штанишки смело одевай.

В них свою кофту умело заправляй.

Чтобы ушки не болели быстро шапочку надели».

«А потом и куртку для длительной прогулки.

Застегнем застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки и кнопочки

Разные заклёпочки».

«Шарфик сейчас

Нам подходят в самый раз,

Чтоб случайно не простыть

И здоровенькими быть.

Мы завяжем Катеньке

Шарфик полосатенький».

«Наденем на ножки

Новые сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

А теперь давай в сапожки мы обуем наши ножки».

«А вот это - варежки

Для тебя и Ванюшки.

Носят варежки зимой,

Когда ветер ледяной»

«Руки спрячем в рукавички -

Разноцветные сестрички.

Сможем дольше мы опять

На морозе погулять!

У девочек и мальчиков

Зимою мерзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам одеть?»

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Подборка старшим дошкольникамПодборка старшим дошкольникам Белая черемуха Расцвела черёмуха Около ручья, На апрельском солнышке Ветками шепча. Лёгкая, как облачко, Чистая, как снег. Радовался.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста при обучении навыкам самообслуживания с помощью чтения потешек, стихотворений
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 07:57
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста при обучении навыкам самообслуживания с помощью чтения потешек, стихотворений» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фролова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД