Лучший педагог года

Особенности экспериментирования в группе раннего возраста

Бутикова Оксана Сергеевна
Особенности экспериментирования в группе раннего возраста

(из опыта работы)

Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Публикация «Особенности экспериментирования в группе раннего возраста» размещена в разделах

Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга и объединены в одно значение. Играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, у него развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.

Дети третьего года жизни способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы, поэтому ведущую роль принимает на себя педагог.

Учитывая возрастные особенности детей, строим свою работу по принципу - что вижу, то и познаю. Знакомство детей с окружающим миром и расширение представлений о нем - осуществляется во время НОД, так же в разных режимных моментах в течение дня, под постоянным контролем педагога:

во время мытья рук, говорим о свойствах воды, прислушиваемся, как она журчит;

во время кормления обращаем внимание на то, что чай и компот – теплые, кефир – прохладный;

в играх знакомимся со свойствами и качествами предметов (легкий - тяжелый, гладкий - шершавый, материалами, из которых сделаны эти предметы или игрушки (пушистый, мягкий, жесткий, резиновый, деревянный) и другими.

Важным условием организации экспериментирования в группе раннего возраста, для усиления познавательного интереса детей создается и соответствующая (предметно-пространственная развивающая среда) РППС: это могут быть:

мини - лаборатории,

уголки маленьких экспериментаторов,

центры экспериментирования.

Суть такова, что в этих уголках и центрах в первой младшей группе должно быть все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: это емкости разного размера, лейки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки, воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки. Так же необходимо продумать место в данном центре для свободного доступа и выбора предметов - контейнеры с безопасными стимулирующими к экспериментальной деятельности материалами.

Во время экспериментирования взрослый не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка и т. д.

Дети раннего возраста очень любят такие игры-эксперименты, важно не ограничивать их во времени при проведении опыта, но и стараться не переутомлять. При работе по экспериментированию с детьми раннего возраста особое внимание уделяем играм с водой и песком, которые открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка. Зимой экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажаем огород на окне. При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей поэтому: все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, для того чтобы вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для детей раннего возраста актуален принцип повтора…. ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. За один раз предлагаем детям рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными. Экспериментирование с водой:

Предлагаем Вашему вниманию небольшой блок опытно-экспериментальной деятельности.

1. «Дождик». Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду.

2. «Плавает – тонет». Предлагаем ребенку опустить в воду деревянную и резиновую рыбку и понаблюдать, как одна плавает на поверхности воды, а другая тонет. «Плывет наш кораблик». Ребенку предлагается опустить в воду бумажный кораблик, подуть на него и понаблюдать, как он плывет. В ходе этой игры можно предложить поиграть и в разноцветные кораблики. Закрепить знания о цвете, формировать умение группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить играть с синим корабликом, а другому — с красным. «Разноцветная водичка». В этой игре, используем разноцветную гуашь. «Бросаем камешки в воду». Взрослый предлагает бросить камешки в воду. Камешки находятся в плоском контейнере. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала бросает одной рукой, потом другой. «Тонет - не тонет». Тонут или плавают на воде предметы? (скорлупа грецких орехов, перышки, бумага, камни) Почему? Предметы тяжелее или легче воды. «Рябь на воде» - тренируем дыхательный аппарат (дети дуют в трубочки)

3.«Водопад», используем водяную мельницу. Можно провести и другие игры-эксперименты: «Игра - забава заводными игрушками для воды». «Вода теплая – холодная». Закрепление понятий «тёплый», «холодный»; «Круги на воде». «Ловим рыбу сачком и удочкой».

Экспериментирование с песком.

«Здравствуй, песок! (Знакомство с песком). Педагог предлагает по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.

«Песочный дождик». Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на свою ладонь.

«Угадай, что спрятано в песке» (используются мелкие игрушки, камушки). «Движение песка» Детям предлагается пропустить песок через воронку, понаблюдать за его сыпучестью.

«Сыпется, не сыпется» Дети через сито пропускают песок и разноцветные камушки, наблюдают, песок просеялся, камушки остались на сито.

«Испечем угощение» Детям предлагается из мокрого песка слепить пирожки руками, можно предложить формочки для лепки кекса.

«Собери большие и маленькие камешки». Взрослый предлагает ребенку пропустить через сито песок с камушками. Песок осыпался, а камушки остались, разложить большие и маленькие камушки в контейнеры.

Можно провести и другие игры-эксперименты: «Следы на доске», «Цветные заборчики», «Необыкновенные следы», «Идут медвежата», «Прыгают зайцы».

Игры-эксперименты с воздухом «Веселые пузыри»

Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.

«Ловим воздух» Детям предлагается пакетом поймать воздух (рассматривают, что он бесцветный, легкий)

«Игрушка-вертушка»

Предлагается подуть, наблюдаем за вращением вертушки, эту игру - эксперимент можно провести на прогулке.

Можно провести и другие игры-эксперименты: «Воздушный шар», «Машем веером над водой».

Можно проводить эксперименты и с другими материалами: с бумагой:

«Волшебная бумага», «Бумажные комочки»

Эксперименты с тканью:

«Разноцветные лоскутки»

Любая работа по воспитанию и образованию детей, в частности, мы говорим об экспериментировании, всегда тесно связана с родителями. Родителей привлекаем к созданию центра экспериментирования, и совместными усилиями пополняем экспериментально - исследовательский уголок. Использование исследований и элементарных опытов помогают сделать деятельность детей более интересной и разнообразной, у детей развивается речь, моторика, восприятие, мышление, внимание. Каждый маленький ребёнок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.

Публикации по теме:

Досуг-развлечение по сенсорному развитию детей раннего возраста с элементами экспериментирования «Клоун в гостях у ребят»Досуг-развлечение по сенсорному развитию детей раннего возраста с элементами экспериментирования «Клоун в гостях у ребят» Формирование представления о форме, величине и цвете, а также элементарной познавательно - исследовательской деятельности и экспериментирования.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Конспект занятия по лепке с элементами экспериментирования во второй группе раннего возраста «Вот ежик — ни головы, ни ножек»Конспект занятия по лепке с элементами экспериментирования во второй группе раннего возраста «Вот ежик — ни головы, ни ножек» .

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста. Центр экспериментирования «Любознательный малыш»Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста. Центр экспериментирования «Любознательный малыш» ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ " ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ" ЦЕЛЬ:.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности экспериментирования в группе раннего возраста
Опубликовано: 8 января 2023 в 19:38
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности экспериментирования в группе раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Бутикова Оксана Сергеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД