Лучший педагог года

Методы и приёмы активизации лексики у детей с ТНР

Марина Акимова
Методы и приёмы активизации лексики у детей с ТНР

Консультация для воспитателей. Методы и приёмы активизации лексики у детей с ТНР

Словарь ребенка формируется по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти, расширения контактов с окружающими, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности.

У детей с ТНР формирование лексики происходит с нарушениями, и эти нарушения проявляются:

• в ограниченности словарного запаса;

• резком расхождении активного и пассивного словаря;

• неточном употреблении слов;

• многочисленных вербальных парафазиях;

Публикация «Методы и приёмы активизации лексики у детей с ТНР» размещена в разделах

• несформированности семантических полей;

• трудностях актуализации словаря.

Резкое расхождение активного и пассивного словаря – это наиболее выраженная особенность речи детей с ТНР. Они понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие трудности. Например, дети не могут дать названия многих ягод, рыб, цветов, инструментов, профессий, частей тела. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). В глагольном словаре преобладают действия, которые ребенок ежедневно выполняет. Дети часто употребляют слова в неверном значении. Например, «ест» вместо «лакает», «поет» вместо «чирикает».

Причины нарушений:

• процесс поиска слов осуществляется слишком медленно;

• у детей слабо сформированы семантические поля,

• трудным звеном является выделение ядра и периферии;

• малый объем семантического поля;

• речевые ассоциации носят случайный характер.

Поэтому даже задания на группировку слов, семантически далеких, вызывает у детей трудности, например, из группы слов тигр, тарелка, кошка ребенок выделяет слово тигр, т. к. «все дома, а он в лесу». Даже при правильном выполнении задания дети часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков. Например, волк, собака, лиса – «собака лишняя, т. к. в лесу не ходят собаки».

Работа воспитателя по активизации словаря детей должна проводиться по следующим направлениям:

1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающем, формированием познавательной деятельности (восприятие, мышление, памяти, внимания).

2. Организация семантических полей, формирование лексической системы.

3. Совершенствование процесса поиска слова, перевод слов из пассивного словаря в активный.

Работу по формированию словаря воспитатель проводит по тематическим группам (посуда, одежда, времена года, профессии и т. п., но внутри каждой тематической группы необходимо формировать семантические поля. Например, при формировании словаря по теме «Посуда» можно предложить такие упражнения:

1. «Продолжи ряд» : чашка, тарелка, стакан – назвать обобщающее слово, продолжить ряд. У нас образовалось первое семантическое поле обобщающего слова посуда.

Другое семантическое поле – словарь признаков (стакан стеклянный, узкий, высокий, прозрачный, тонкий и т. п.).

Для чего нужен стакан? – Чтобы из него пить.

Что можно пить? – кисель, компот, чай, молоко, кофе, сок и т. п. Это следующее семантическое поле.

Из чего еще можно пить? – Из чашки, стакана, кружки, бокала и т. п. Это еще одно семантическое поле. Таким образом, активизируя словарь по теме «Посуда», можно сформировать несколько семантических полей.

Активизация словаря по теме «Домашние животные» происходит по следующим семантическим полям:

1. Названия животных.

2. Кто как голос подает (мычит, хрюкает, мяукает и т. д.).

3. Кто как ест (лакает, грызет, жует и т. д.).

4. Названия жилищ животных.

Работая с детьми внутри семантического поля, нужно предлагать следующие задания:

- «Сравни: кофта и свитер; чашка и стакан»;

- «Пара к паре» : птица – гнездо, собака – …конура);

ручка – пенал, тетрадь – …портфель);

гвоздь-молоток, шуруп - …отвертка);

- «Отгадай предмет по названию частей» :

кузов, кабина, руль, фары (грузовик);

ствол, ветки, листья, корни (дерево);

палуба, каюта, корма, нос, якорь (корабль).

- «Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам или по ситуации» :

Растут на грядке, в огороде, используются в пищу (овощи);

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты);

Движется по дорогам, по воде, по воздуху, возит людей и грузы (транспорт).

- «Объясни, чем отличаются слова» :

шить-вязать; мыть-стирать; лежать-спать; чистить-подметать.

- «Закончить предложение и назвать слова-неприятели» :

Слон большой, а комар …

Камень тяжелый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Сажа черная, а снег…

- «Сравни!» :

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По ширине: дорогу и тропинку.

- «Выбрать из 3 слов 2 слова-приятеля» :

Дом, солдат, маршал;

Конь, собака, лошадь;

Веселый, крепкий, прочный;

Думать, ехать, соображать и т. п.

- «Скажи по-другому» :

Здание - (дом) Печаль – (грусть) Солдат – (боец)

Идти – (шагать) Торопиться – (спешить) Смелый – (храбрый)

- «Подбери сравнение» :

Белый снег похож на …. (что)

Чистый дождь похож на …

Лед блестит у берега, как…

- Назвать действия, входящие в состав исходного:

Шить – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

- Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов:

Не хочет косой косить косой. Бегут минуты и часы.

Говорит: «Коса коса!» Им точный счет ведут часы.

В. Кремнев

- Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу) :

Бежит: кто? (человек, собака); Что? (река, ручей, молоко)

Растет: Кто? (ребенок, щенок); Что? (цветок, дерево)

Коррекционная работа по активизации лексики у детей с ТНР строится на основе использования всего разнообразия педагогических игр. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе – обучение детей.

Публикации по теме:

Предметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствованияПредметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования «Предметно-игровая среда 1 младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования» (Из опыта работы) Составила.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Лэпбук для активизации знаний детей о сказках «В гостях у сказки»Лэпбук для активизации знаний детей о сказках «В гостях у сказки» Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы активизации лексики у детей с ТНР
Опубликовано: 30 января 2022 в 13:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы активизации лексики у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Марина Акимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД