Получи документы

Когда логопед направляет ребенка к неврологу

Полюх Наталья
Когда логопед направляет ребенка к неврологу

Первые три года – наиболее важный период развития ребенка, именно в этом возрасте происходит серьезный скачок в формировании речи. Поэтому именно в это время важно обращать внимание на определенные моменты, которые могут свидетельствовать о развитии речи.

Не секрет, что нормальный процесс формирования речи у всех детей протекает по одинаковому сценарию. И существуют возрастные нормы этого процесса — в определенные моменты жизни ребенок должен обладать определенными речевыми навыками.

Публикация «Когда логопед направляет ребенка к неврологу» размещена в разделах

От рождения до 3 месяцев, нужно обращать внимание на так называемый комплекс оживления, когда ребенок эмоционально реагирует на взрослого, начинает двигать ножками, ручками, реагировать голосом на появление родителей. В этом возрасте у ребенка должно появиться "гуление". Он пытается голосом приветствовать родителей, "пропевает" голосом гласные. При этом голос его еще довольно слабый.

В 6-7 месяцев у ребенка уже появляется лепет, он неоднократно повторяет слоги: "ка-ка-ка", "ма-ма-ма" и т. д. Как бы пробуя звуки на вкус, пытается почувствовать их губами, небом, языком.

В 1 год ребенок должен произносить хотя бы десять слов. Пусть они будут «лепетные», то есть неправильные, но они должны обозначать конкретные понятия, когда, например, «ав» – это всегда собака.

В 2-3 года ребенок уже должен запоминать и рассказывать несложные стихи, говорить развернутыми фразами, причем его «язык» должен быть понятен окружающим, а не только маме.

Несоответствие этим нормам свидетельствует о том, что что-то в развитии ребенка происходит не так.

Но, с другой стороны, дети все-таки разные и нельзя требовать, чтобы все они развивались как по команде. Несмотря на то, что возрастные нормы развития речи существуют, допускаются некоторые варианты формирования норм в ту или другую сторону.

Проблема заключается в том, что до 2,5 лет довольно трудно однозначно утверждать, лежит ли в основе речевых нарушений какая-либо медицинская причина или они являются допустимыми вариациями нормы (развитие происходит полноценно, но с опозданием: структуры мозга созревают чуть позже).

Что это значит? Что во втором случае помощи логопеда может быть вполне достаточно, а в первом к процессу коррекции речевых нарушений необходимо подключение других врачей и специалистов.

Если до 2,5 лет поведение ребенка не вызывает тревоги (малыш активен, контактен, играет с другими детьми, узнает близких, у него выражена реакция оживления, а занятия дают результат, то, скорее всего, помощи логопеда будет достаточно — специалист «подгонит» речь ребенка под возрастные нормы.

Но если занятия с логопедом не имеют положительной динамики или наряду с речевыми проблемами проявляются какие-то другие настораживающие признаки, уместно говорить о наличии органических причин нарушения речи.

В таком случае на помощь только логопеда полагаться опасно и однозначно стоит пройти комплексное диагностическое обследование.

И вот почему: чем ближе подходит время к 2,5-3 годам, тем отставание в речи ребенка становится более значительным и заметным. Его все сложнее интерпретировать как индивидуальную особенность развития. Скорее всего, нарушение развития речи не будет единственным проявлением проблемы.

У малыша могут наблюдаться определенные особенности в поведении (специалист может увидеть их и раньше, но к этому возрасту они становятся более выпуклыми).

Например, ребенок на фоне затруднений с речью может не реагировать на обращенную к нему речь, не смотреть в глаза, не пытаться вступить в контакт с другими детьми, не проявлять интереса по отношению к другим людям, демонстрировать однообразие в играх, моторную неловкость. Такие особенности поведения говорят о том, что малыш может находиться в аутистическом спектре и ему требуется помощь не только и не столько логопеда, сколько невролога, невропатолога, дефектолога, нейропсихолога, а иногда и генетика.

Или, например, ребенок не замыкается, охотно настроен общаться, интеллектуально развит, но его речь непонятна. Он говорит на «тарабарском» языке, добавляя для убедительности к словам паралингвистические средства — мимику, жесты, интонацию.

Скорее всего, это неврологическое нарушение - алалия. Участки головного мозга малыша, отвечающие за его речь, повреждены. Такому ребенку однозначно требуется помощь невролога вкупе с психологом и логопедом.

Ребенок может вообще замкнуться, отказаться разговаривать в принципе. И при этом его интеллект также сохранен, к тому же нет никаких органических патологий. Это классический невроз. В основе такого поведения исключительно психологические причины, и справляться с таким отказом от речевой деятельности должен психолог.

Если на каком-то этапе развития речи в раннем возрасте вас что-то насторожило, обратитесь для начала к неврологу. Он может направить вас на консультацию к логопеду. В некоторых случаях невролог может рекомендовать специальные препараты, стимулирующие развитие определенных клеток мозга, чтобы дать толчок развитию речи.

Если нарушение речевого развития — это симптом, проявление какого-либо заболевания, то в таком случае логопеду необходима помощь других врачей и специалистов. Сам по себе, без комплексного подхода к устранению причины нарушения, логопед не поможет. О чем, кстати, хороший, грамотный специалист всегда сообщит родителям.

Помните возраст три года — это пограничный рубеж. Речевое отставание после трех лет становится причиной для отставания уже развития психического.

Дело в том, что человеческая психика до определенного возраста проходит обязательные поэтапные ступени развития. Нормальное психическое развитие происходит только в том случае, если последовательно пройдена каждая ступень. Речь — одна из этих ступеней.

Как только ребенок заговорил (а именно начал общаться с помощью речи, его психика начинает в своем развитии опираться на это умение говорить, на эту приобретенную способность к коммуникации. Речь не дана человеку, чтобы просто произносить слова. Смысл речи — в общении! И без подключенного в определенный момент опыта общения психика не может дальше развиваться полноценно.

Именно поэтому, начиная с 3-3,5 лет, речь ребенка должна войти в норму как можно быстрее. А что это значит? Это значит, что мозг малыша должен работать в режиме гиперактивности.

С одной стороны, ему приходится догонять свой возраст, а значит, работать с большим усилием, но, с другой стороны, пока он догоняет, время не стоит на месте, и мозгу ребенка приходится идти на опережение — одновременно развиваться «сейчас» и наверстывать упущенное ранее.

Это и есть режим гипернагрузки. Но человеческому мозгу присуща одна особенность:

когда обстоятельства загоняют его в режим перегрузок, он включает механизмы самозащиты и начинает сам себя оттормаживать.

Без визита к неврологу и медикаментозной поддержки здесь не справиться. Ее назначение в данном случае — работать и на устранение причины нарушения, и на оказание помощи мозгу для переключения в «турборежим».Отказываться в такой ситуации от помощи невролога и подвергать мозг ребенка перегрузкам не стоит.

Чем раньше вы заметите симптомы, которые могут говорить о проблемах развития речи у ребенка, и чем быстрее обратитесь к специалисту, тем вероятнее вы избежите нежелательных последствий в старшем возрасте. Ведь развитие речи влияет на успеваемость в школе и вообще на психологическое состояние ребенка, а своевременное овладение правильной чистой речью делает ребенка более уверенным в себе, способствует развитию мышления, коммуникативных качеств.

Учитель-логопед

МБУЦППМСП

Наталья АлександровнаПолюх

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что когда надевать»Дидактическая игра «Что когда надевать» Дидактическая игра «Что когда одевать?» Цель: Закрепление представлений об одежде и обуви, назначении вещей. Задачи: Учить детей называть.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»Дидактическая игра «Когда это бывает?» Сегодня мне хотелось бы поговорить о познании окружающего мира нашими детьми. Ребёнок появляется на свет и своим первым плачем говорит нам.

Фотозарисовка «Когда горы цветут»Фотозарисовка «Когда горы цветут» Уважаемые коллеги! Какая радость - майские выходные! Невозможно усидеть дома - погода шепчет:"На свежий воздух, на природу!" Мне не так.

Фотоотчет «Игры для ребенка 6 лет», когда сидим домаФотоотчет «Игры для ребенка 6 лет», когда сидим дома Добрый день, коллеги! Я уже не раз писала, что во время карантина с удовольствием провожу время со своим младшим сыном. Сегодня мы с Павлушей.

Когда стареет осень. Стихи Прекрасна осень молодая, Походкой лёгкою ступая. Златокудрая красавица, Улыбаясь,позабавится, Что поют ей серенады, Свои яркие наряды, Тихо.

Обучающий плакат «Когда начинается год»Обучающий плакат «Когда начинается год» Приближается замечательный,добрый любимый всеми и долгожданный праздник "Новый год". А как объяснить ребятам младшего дошкольного возраста.

Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет»Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет» Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2-3 лет»Автор: Булгакова Н. А. Наш внук пропустил свой первый новогодний.

Викторина «Что? Где? Когда?». По пожарной безопасности в ДОУ.Викторина «Что? Где? Когда?». По пожарной безопасности в ДОУ. Формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности. Ход: Вед: Здравствуйте,.

Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.

Эссе «Моя профессия -учитель-логопед» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» ЭССЕ «Моя профессия – учитель-логопед!» Учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Когда логопед направляет ребенка к неврологу
Опубликовано: 2 января 2023 в 09:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Когда логопед направляет ребенка к неврологу» (включая файлы) размещена пользователем Полюх Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД