Получи документы

Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Ходыкина Юлия
Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Статья из опыта работы на тему:

«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста

посредством использования игровых технологий»

Ходыкина Ю. Ю., воспитатель МБДОУ "Детский сад

комбинированного вида №3 "

Алексеевского городского округа

Публикация «Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий» размещена в разделах

На современном этапе развития общества происходят изменения в разных сферах жизни, в том числе и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО, принципиальным отличием, которого является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификацию) детского развития, поддержку детской инициативы в разных видах деятельности, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Так вот познавательная активность и является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. В первый класс поступает 50–70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Причины, препятствующие развитию познавательной активности :

- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;

- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;

- дети слабо владеют познавательными действиями.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь –в изменившихся условиях перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры. Родители и педагоги все чаще отмечают, что дети перестают играть, даже при наличии большого количества игрушек.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша являются уникальным игровым материалом : возможно использование в работе с детьми начиная с 2 лет, индивидуально или с подгруппой детей, разнообразие вариантов и модификаций наборов палочек, для индивидуально–коррекционной работы и выполнения диагностических заданий, простоты в изготовлении педагогом и родителями.

В целях разрешения возникших проблем была предпринята попытка создания условий для развития познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий Кюизенера и Дьенеша.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, мыслительной деятельности дошкольников посредством использования в образовательном процессе игр с палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша.

Обязательным условием формирования познавательной активности, познавательных интересов ребенка, развития познавательного общения со взрослым и со сверстниками, развития познавательных процессов и формирования самостоятельной деятельности является наличие в группе уголка занимательной игры. В рамках реализации этого условия был создан уголок «Развивающие игры», в который поместили разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.

Знакомство детей раннего возраста с основными сенсорными эталонами происходило в рамках следующих разделов: 1) цвет; 2) величина; 3) форма.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера и блоками Дьенеша используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков.

Ознакомление детей с цветом начинаем с выделения признака предмета – цвета, затем умения обобщить предметы по данному признаку. Ребё нок по просьбе взрослого указывает на цвет предмета: "Покажи красный, как помидорчик; синий, как слива; желтый, как лимончик". Ребёнок выделяет признак цвета способом узнавания и называния предметов основных цветов. С этой целью используются следующие дидактические игры и игровые упражнения : «Найди такой же»; «Заселим домики»; «Найди домик». В играх ставится задача развивать у детей умение различать цвет.

Для развития умения обобщения предметов по данному признаку используется составление множеств по признаку цвета – классификация. Для этого ребенку необходимо выделить в группе предметов лишь те, которые при сравнении имеют общий признак (цвет). Такие игровые упражнения способствуют развитию памяти, педагог предлагает ребёнку вспомнить, как называется общий признак предмета. Затем активизирует мышление – найти такой же по цвету, сравнить, установить общий признак. Игры, которые проводят с детьми раннего возраста – «Разложи фигурки в свои домики» использованием цветных обручей); «Разложи по цветным мешочкам» использованием цветных мешочков). Например: дидактическая игра «Разложи детали в свои домики». Дидактический материал : блоки Дьенеша трёх цветов, обручи соответствующего цвета. Правило: брать рукой по одной фигуре и ставить в домик такого же цвета.

Знакомство с понятием величины у детей раннего возраста проходит через умение сравнивать предметы: «эта фигура – больше (меньше); эта фигура – тоньше (толще)». На этом сравнительном анализе и основаны игры с использованием блоков Дьенеша для изучения понятия величины. Например: посмотри, это маленький треугольник. Дай мне, пожалуйста, большой треугольник. Ребёнок зрительно анализирует и сравнивает фигуры. Для начала он может взять и наложить блоки один на другой для установления относительной величины, а в дальнейшем сделать это, зрительно соотнося предметы.

Усваивая понятие «величина», ребенок на основе зрительного сравнения устанавливает относительное свойство предмета – его величину, а затем систематизирует предметы по величине. «У меня маленький красный круг, а у тебя (большой красный круг)». Важно, чтобы ребенок договаривал самостоятельно окончание фразы.

Знакомство ребенка раннего возраста с понятием формы необходимо начинать с плоскостных геометрических фигур. Детям раннего возраста педагог называет одно свойство – это круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети вместо сенсорного эталона – круг чаще говорят – «колесо». В дальнейшем рассматривая предмет, ребё нок скажет: колесо похоже на круг, круглое.

Дети раннего возраста любят конструировать из геометрических фигур Дьенеша. Сначала предлагалось отобрать все колеса (круги, а затем разложить их на две группы: для большой и маленькой машины. Затем отобрать крыши для больших и маленьких домиков (треугольная форма, окошки (квадраты, дверки (прямоугольники) и т. д. Так, обучая малыша группировать предметы по разным признакам и наполняя деятельность ребёнка смыслом, прививается интерес к конструированию с самого раннего возраста.

Дети конструируют по образцу, принимая во внимание все части фигуры. Для усложнения задания возможно использование моделей. По правилам игры ребенок называет все признаки колеса. Дети с удовольствием играют в игру «Добавь, чего не хватает». Главное, чтобы ребё нок проговорил вслух действие и полученный результат: «Надо добавить толстое колесо (круг)».

После знакомства и закрепления плоскостных геометрических фигур, детям предлагается рассмотреть один из блоков и, сравнив геометрическую фигуру и блок, доказать, что это и есть объемная фигура, соответствующая плоскостной (метод наложения). Образец, представленный в виде плоскостного рисунка и созданная конструкция из блоков, связывает проекцию детали и его объемный эталон, и формирует зачатки абстрактного мышления.

Для детей раннего возраста следует использовать игры, с помощью которых малыши научаться различать предметы по свойствам, а также освоят понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам, как форма, цвет, размер, толщина.

Работа с игровым пособием предусматривает не только формирование познавательной активности, но и элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики, зрительное и пространственное восприятие. Главное, чтобы ребенку было интересно, а занятия воспринимались им как игра.

Необходимо дать детям возможность проявлять в играх выдумку и инициативу, быть активными и самостоятельными. Важно отмечать их достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.

Мониторинг показал, что в результате применения развивающих игр с блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера, дети научились выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет. Научились различать и выделять качества предметов, сравнивать их и обозначать соответствующим словом. Дети стали проявлять интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания : стремятся к получению знаний, проявляют умственное напряжение, усилия в ходе решения поставленных перед ними задач и проблем (что слабо проявлялось ранее, до проведенной работы). Появились готовность и желание ребенка к процессу обучения, что заметили и родители. Все это является показателем познавательной активности у детей.

Развивающие игры открыли детям широкие возможности для познавательных процессов, поскольку дети в играх активно действуют. Все игры, взятые для достижения результата опыта дали большой заряд положительных эмоций, у детей вырос самоконтроль и самостоятельность в их деятельности. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.

Библиографический список

1. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- 332 с.

2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? / Л. Д. Комарова, М., 2008. – 220 с.

3. Панова Е. Д. Дидактические игры-занятия с блоками Дьенеша / Е. Д. Панова. - Воронеж, ТЦ, «Учитель», 2007. – 220 с.

https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий
Опубликовано: 23 июня 2020 в 13:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий» (включая файлы) размещена пользователем Ходыкина Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД