Елена Федоровна Гильманшина
|
Немного о себе: 1.Общие сведения Фамилия Гильманшина Имя Елена Отчество Федоровна 2. Работа Должность (по штатному расписанию) Музыкальный руководитель Место работы (название учебного заведения по уставу) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение№107-детский сад общеразвивающего вида Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) 27 лет 3. Образование Образование (укажите название и год окончания учебного заведения, факультет) Тульское областное культурно-просветительное училище, 1981 г. 4. Общественная деятельность Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды) Почетная грамота Министерства образования и науки г.Саратов (2004г). Почетная грамота Управления образования администрации г.Тулы (2014г) Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления) 5. Контакты Контактный телефон 8-903-039-67-60 Рабочая электронная почта mdou107tula@mail.ru Личная электронная почта --- Адрес личного сайта (блога) http://www.maam.ru/users/elenamdou107 http://www.youtube.com/watch?v=2yNYrSitWjo http://www.youtube.com/watch?v=IC9Iw1hRm9U http://www.youtube.com/watch?v=-bwb7kVhZLo http://www.youtube.com/watch?v=RdXvcvQgKFA http://www.youtube.com/watch?v=v5fmNenpG6o http://www.youtube.com/watch?v=BwlgHMPe05k http://www.youtube.com/watch?v=oxF7zoYiwm0 http://www.youtube.com/watch?v=txXyq1-Y_j0Анкета участника Конкурса «Профессионал - 2015» 1.Общие сведения Фамилия Гильманшина Имя Елена Отчество Федоровна 2. Работа Должность (по штатному расписанию) Музыкальный руководитель Место работы (название учебного заведения по уставу) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение№107-детский сад общеразвивающего вида Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) 27 лет 3. Образование Образование (укажите название и год окончания учебного заведения, факультет) Тульское областное культурно-просветительное училище, 1981 г. 4. Общественная деятельность Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды) Почетная грамота Министерства образования и науки г.Саратов (2004г). Почетная грамота Управления образования администрации г.Тулы (2014г) Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления) 5. Контакты Контактный телефон 8-903-039-67-60 Рабочая электронная почта mdou107tula@mail.ru Личная электронная почта --- Адрес личного сайта (блога) http://www.maam.ru/users/elenamdou107 http://www.youtube.com/watch?v=2yNYrSitWjo http://www.youtube.com/watch?v=IC9Iw1hRm9U http://www.youtube.com/watch?v=-bwb7kVhZLo http://www.youtube.com/watch?v=RdXvcvQgKFA http://www.youtube.com/watch?v=v5fmNenpG6o http://www.youtube.com/watch?v=BwlgHMPe05k http://www.youtube.com/watch?v=oxF7zoYiwm0 http://www.youtube.com/watch?v=txXyq1-Y_j0 Адрес школьного сайта ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ГИЛЬМАНШИНОЙ Е.Ф. МБДОУ№107 г.Тулы. ТЕМА: «РИТМИКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Задача музыкально-ритмического воспитания - развивать у детей чувство музыкального ритма, без которого невозможно осуществлять движения в соответствии с музыкой. Развитое чувство ритма позволяет ребенку активно проявить себя в музыкальной деятельности. Психолог Теплов Б.М. определяет музыкально-ритмическое чувство как “способность активно переживать музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения”. Двигаясь в соответствии с ходом музыки, ребенок одновременно воспринимает и звуковысотные движения, т.е. мелодию-тему в связи со всеми выразительными средствами. Следовательно, воспринимая выразительность музыкального ритма, ребенок целостно воспринимает музыкальное произведение и не может не реагировать на воздействие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении. Некоторые из этих средств могут быть особенно ярко переданы в движении. Например, различная скорость и изменение темпа музыки, естественно, вызывает желание изменить и темп движения. Изменение формы произведения (марш, пляска), его фраз, предложений и частей вызывает у детей желание внести аналогичные изменения и в движения. Музыкально-ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство. Поэтому в детском саду уделяется большое внимание музыкально-ритмическому воспитанию. Для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам. Музыкально-ритмические занятия - это проведение музыкальных игр, хороводов, плясок, двигательных упражнений. Основным программным требованием является соответствие характера движения ребенка характеру музыки, ее эмоциональному содержанию. С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Невозможно, собрав ребят, переходить сразу к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятие простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным. На занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на различные пригибания и выгибания позвоночника. Полезные упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные игры и этюды. Так, например, когда исполняется торжественный марш, дети ходят энергичным, четким шагом; когда звучит напевная народная мелодия - шаги становятся плавными, спокойными, при передаче игрового или сказочного образа дети двигаются эмоционально, выразительно. В детских хороводах, играх, плясках преобладают такие движения, как ходьба, бег, прыжки, поскоки. Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения. Впечатления, вызванные наблюдениями за окружающими явлениями, вызывают у детей потребность выразить их в игровой деятельности. Поэтому такой вид движений широко используется в музыкально-ритмическом воспитании детей. Используются и танцевальные движения, прежде всего народные пляски. Актуальность: Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоций через движение. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем - и взрослым и детям, он интернационален. Приступая к работе по этой проблеме, я исходила из того, чтобы обучить детей основам хореографического искусства, а ритмика станет лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям. В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. В следствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея - роботы, чудовища, пауки и т.д. Занятия ритмикой и хореографией позволяют нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей. Цель: Психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств. Задачи: 1. Развитие музыкальности: - чувствовать настроение музыки, ее характер и содержание, - развитие музыкального слуха, чувства ритма, - развитие музыкальной памяти. 2. Развитие двигательных качеств и умений: - ловкость, точность, координация движений, - гибкость и пластичность, - правильная осанка, красивая походка, - ориентировка в пространстве, 3. Развитие творческих способностей: - потребность самовыражения в движениях под музыку, - коммуникативных качеств, - творческое воображение и фантазия, - импровизация. 4. Развитие и тренировка психических процессов: - умение выражать эмоции в мимике и пантомимике, - воспитывать внимание, волю память, мышление. Основные приемы и методы в обучении детей ритмике. 1. Метод показа. 2. Словесный метод. 3. Импровизационный метод. 4. Метод иллюстративной наглядности. 5. Игровой метод. 6. Концентрический метод. Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса. Данная система работы ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе. Поэтому предлагаемый репертуар, ритмические композиции используются не только на музыкальных занятиях, но и на утренней зарядке. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, каждый педагог может определить место использования данного репертуара. Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов - внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса. Ритмика является эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях высокой умственной активности и малой подвижности следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток. На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых различных вариантах; как вводную часть занятия, либо заключительную (игра), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное – активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения. Интересно включить в занятия ритмические композиции на классическую музыку. Естественно, что необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, а также пластические этюды, импровизации детей и педагога под музыку. Такие композиции могут использоваться на праздничных утренниках, в играх-драматизациях, семейных праздниках, в повседневной работе с детьми. Естественно, что на праздниках дети исполняют наиболее яркие и понравившиеся композиции. С целью более эффективного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Система работы нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей. Мы рассматриваем и оцениваем красоту, выразительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивидуальности образа, музыкальности, и, главное естественности самого движения. Что такое правильная осанка, красивая походка? Скорей всего, это наиболее удобное и естественное положение тела при движении. Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности; возможность выразить эмоции, реализовать свою энергию сказывается благотворно на его состоянии и воспитании. Музыка в ритмике занимает одно из центральных мест. Мы говорим, что следует научить детей красиво двигаться, но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень красивую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Например: Дж.Ласт, Папетти, П. Мориа, Клаудерман, Шуман, Чайковский и т.д.Музыка повышает качество исполнения движений- выразительность, ритмичность, координацию. Формирует у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях. Организация совместной деятельности детей и педагога. Одно из основных условий полноценного развития детей - это создание теплой, дружеской, непринужденной атмосферы общения ребенка и взрослого. Необходимо организовать занятия так, чтобы они проходили без принуждения, муштры. Самое главное не столько результат деятельности, отточенность движений в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Действия педагога направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в своих силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку. Педагог должен принять внутреннюю позицию “старшего товарища”, настроиться на совместную творческую деятельность. ЭССЕ Гильманшиной Елены Федоровны, музыкального руководителя МБДОУ№107 г.Тулы Музыка — высшее в мире искусство. Л. Н.Толстой Моя профессия – музыкальный руководитель… Звучит сухо, бездушно, однолико… Однако, копните глубже и вы узнаете, что в этих двух словах кроется истина. «Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый. «Руководитель» - подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное… Мы дарим свет. Учим любить, понимать, сопереживать, чувствовать. Таким образом, мы, музыканты, создаем гармоничную личность, которая в будущем всегда будет находить выход из любой ситуации с достоинством, честью. Мы окрыляем, даем возможность взлететь над миром и увидеть всю красоту мироздания. Конечно, не в буквальном смысле. Нами руководит музыка… С детства меня окружали родные мне люди, которые были музыкально одаренными. Мой дед, не имея музыкального образования, играл на всех музыкальных инструментах, мой отец играл на гармошке. Родители водили меня на все детские представления и праздничные мероприятия. Когда-то, 44 года назад, мои родители повезли меня маленькую девочку в Москву, в Большой театр на балет «Щелкунчик». Как долго потом я играла в театр, представляя себя героиней, как напевала понравившуюся мелодию. Ощущения необыкновенного восторга, от красоты увиденного потрясли меня настолько, что я и сейчас до мельчайших подробностей помню тот день. Тогда всё происходящее на сцене мне казалось сказкой, каким-то нереальным чудом. Я была неугомонной. Постоянно пела, танцевала. И моя мама решила меня отдать в музыкальную школу. Что это такое, я не знала. Знала только, что меня будут учить музыке… Это был новый для меня мир. Мир чудес, волшебства, сказочных превращений. Я научилась чувствовать окружающее меня мироздание… не просто видеть, осязать, но и чувствовать внутри себя, пропуская через сердце и душу. Я научилась сливаться с музыкой. Немного повзрослев, я поняла, что музыка – это возможность проанализировать некоторые ситуации с точки зрения прекрасного, неповторимого. Закончив школу, я поступила в Тульское культурно-просветительное училище на оркестровое отделение. Быстро пролетели студенческие годы… И судьба закинула меня молодого специалиста в поселок Новый – Буян Куйбышевской области в стены детского сада № 2 «Колобок». И жизнь приобрела новый смысл! Начался новый этап. Этап становления меня как волшебника, дарящего детям сказку. В первый же день, видя восторженные глаза малышей, я поняла, что не имею права обмануть надежды этих преданных созданий, всецело верящих взрослому человеку. Я должна дать им то, чего они от меня ждут. А именно: волшебство, сказку, любовь, веру, надежду… И я стала учиться, вместе с малышами, понимать музыку по-новому, глазами и сердцем ребенка. Искренне, без обмана. И, вы знаете, я думаю, малыши многому меня учат, и по сей день. Хотя музыкальным руководителем я работаю уже 27 лет!! Ведь, к сожалению, не дано взрослому человеку, верить, любить и понимать так искренне, как ребенку. Ребенок – это чистый лист. И только мы, взрослые педагоги, формируем личность. И только от нас зависит, каким будет в будущем наш воспитанник. Мы закладываем фундамент будущего ребенка. От нас зависит насколько правильно, будет развиваться малыш. А музыкальный руководитель непосредственно отвечает за «строительство» души маленького человечка, его маленького внутреннего мира. Мы делаем ее богаче, ярче, насыщеннее. Какое счастье видеть восторженные глаза ребенка, когда он начинает понимать язык музыки. И все это, конечно, через сказку, игру. Огромное счастье для педагога видеть счастливые лица детей, их искреннюю, неподдельную радость, когда они делают для себя открытие. Именно это является главным принципом моей работы. Я стараюсь подвести мысли ребенка к открытию, чтобы малыш сам смог прийти к нужному ответу. Такой принцип, я считаю, помогает развивать у детей, фантазию, воображение, внимательность к деталям, а самое главное, уверенность в себе. Ведь сделав открытие сам, ребенок очень гордится собой, своим достижением. Таким образом, по моему мнению, развивается уверенная в себе личность. «Я – сам!» - это шаг к полноценно развитому человеку как физически, так и морально. Это сила воли и духа. Я считаю своей обязанностью развивать в детях не просто любовь к музыке, но и любовь к родному языку, традициям нашего народа посредством музыкального языка, развивать национальное самосознание. Поэтому приступая к разучиванию тех или иных музыкальных произведений, я, прежде всего, провожу беседу с детьми о национальных традициях, о принадлежности детей к народности. Ребята с удовольствием, перебивая друг друга, рассказывают о своих семейных традициях, праздниках. Поначалу это сбивчивая речь, эмоциональный наплыв из-за желания рассказать как можно больше. Но со временем мы учимся правильно выражать свои эмоции, правильно говорить. И это помогает мне при разборе текста песни, танца. Ребята уже понимают, о чем произведение и могут сами соотнести слова и музыку. Что именно хотел композитор передать музыкой и почему автор применил именно эти музыкальные средства. Так, к концу этапа, ребенок сам делает открытие об образности, сути данного произведения и соответствия музыки и текста. Конечно же, невозможно проникнуть в мир своего народа без танцевального ядра. Поэтому на своих музыкальных занятиях я уделяю им немало времени. Ведь какой утренник без яркого, зажигательного танца! И здесь ребята продолжают знакомиться с национальными традициями своего народа. Танец – это выражение чувств, эмоций через движение, пластику. Именно на данном этапе малыши учатся выражать себя, свое внутренне состояние молча… без слов. Лишь движениями… Один взмах… и вот полетела прекрасная птица счастья… Второй взмах… подул легкий ветерок… Раз шажок, два шажок и продолжается удивительное, загадочное путешествие по миру музыки, миру танца. Невообразимое удовольствие отражается на лицах ребят, когда они начинают понимать, что они «танцуют». Это уже не просто хаотичные движения. Это танец… Красота… Слияние тела, души и музыки. Я - музыкант, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор и конечно педагог вот как бы я определила свою уникальную профессию. Посвящая себя воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучая и применяя различные программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать эти знания «Моим» детям! Награды
Публикации ЕЛЕНА Гильманшина. БлогПасха. Сценарий праздника для младшей группыНовогодний праздник. Сценарий для младшей группыМасленица. Развлечение для старшей и подготовительной группДень матери. Сценарий праздника для старшей и подготовительной групп«Гуси-лебеди». Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы на основе фольклорного материалаВсего публикаций: 8. Читать все → Все публикации одним списком Фотографии Друзья Популярные разделы на МААМ Предыдущие зарегистрированные на МААМ
|