Елена Гуляева
|
Немного о себе: Гуляева Елена Владимировна - музыкальный руководитель МАДОУ црр-д/с №40 "Журавлик" высшая квалификационная категория На свете есть много различных профессий И в каждом есть прелесть своя Но нет благородней, нужней и чудесней Чем та, кем работаю я! Эссе «Моя педагогическая философия». Иногда я задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня замечательная семья и любимая работа… Работа? Да нет же, детский садик – это моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее. У меня никогда не возникал вопрос о смене профессии музыкального руководителя. К своей профессии я шла обдуманно и четко. Я росла в музыкальной семье: папа играл на аккордеоне, мама пела в хоре и я полюбила музыку с детства. Окончила музыкальную школу. Затем поступила в Егорьевское музыкальное педагогическое училище, на отделение «музыкальное воспитание». Годы учебы незаметно пронеслись. И вот распределение. КУДА? И тут на моем начальном педагогическом пути повстречалась добрая Фея в лице заведующей Шаповаловой Людмилы Алексеевны, которая заинтересовала меня дошкольным учреждением, поэтому вопрос выбора учреждения не стоял. Конечно же - детский сад! Как хотелось научить малышей пению, танцу! И я по воле судьбы стала музыкальным руководителем детского сада № 40 «Журавлик». Где вот уже 15 лет приоткрываю дверь в таинственный, загадочный и неповторимый мир музыки, завораживая воображение детей. На каждом занятии на меня смотрят распахнутые, доверчивые глаза детей, замечающие все: и новое платье, и новую прическу, и новые туфли. И вот это-то и должно быть отправной точкой: что будет там? Пустота или зажжется в этой маленькой хрупкой душе огонек творчества, радость познания окружающего мира. И опять для меня начался поиск. Поиск нового интересного материала, всевозможные курсы, книги, сборники. Ведь на музыкальных занятиях в короткий временной промежуток времени нужно успеть поработать во многих видах деятельности: это и музыкально-ритмическое движение, и развитие слуха, слушание, пение и игра на музыкальных инструментах, театрализованная и игровая деятельность. Роль музыкальных занятий для детей нельзя недооценивать. Ведь именно здесь ребенок крепнет физически, двигаясь под музыку, учится взаимодействовать со сверстниками, развивается его мимика, жестикуляция, развивается чувство ритма, певческие данные, развиваются его творческие способности. Я счастлива тем, что моя профессия и моё хобби – единое целое. Это дело всей моей жизни. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам. Я творческий человек и очень эмоциональная личность. Я знаю, что меня всегда ждут, что мне рады. Каждое наше совместное с детьми занятие – это всегда праздник, открытие чего-то нового. Я - добрая волшебница, приоткрывающая дверцу в загадочный и таинственный мир музыки. А еще я - музыкант, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор, и конечно педагог. Всем известно, что музыка обладает своим «языком». И важно не просто научить ребенка выразительно и чисто петь или легко двигаться под музыку, а вызвать в нем желание «общаться» с нею, эмоционально откликаться на нее. Задачи музыкального образования неразрывно связаны с воспитанием таких качеств, как доброта, милосердие к другим людям, способность сочувствовать, жалеть. Именно музыка может оказывать одно из самых эмоциональных воздействий на человека, ведь она заставляет радоваться и грустить, учит мечтать, думать, сопереживать. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека» писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает в детях не только эмоциональную сферу, но и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и анализируя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания о мире, расширяет свой кругозор, пополняет свой словарный запас, учится образному мышлению. Причем дети часто безошибочно могут «увидеть» и почувствовать музыкальные образы. Зачастую на своих занятиях при слушании нового музыкального произведения я целенаправленно не озвучиваю его названия, обращая на это внимание детей. Прошу внимательно слушать и определить «о ком» или «о чем» эта музыка. И очень часто дети безошибочно определяют, при этом им хочется еще и изобразить «это», что они и делают с большим удовольствием. А еще придумываем разные истории на тему «о чем рассказывает музыка» и проводим выставку «Рисуем музыку». И в этом синтезе деятельности зарождается фантазия, сопереживание, развивается речь, образное мышление. Музыкальное воспитание является не только уникальным средством формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, оно так же оказывает огромное влияние на развитие познавательных способностей детей. Ведь они знакомятся с музыкой разного характера: веселой и грустной, медленной и быстрой, порой страшной, а порой шутливой или фантастической и сказочной. И не просто слушают и узнают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений, знакомятся с жанрами: авторская или народная песня, плясовая, колыбельная, марш, вальс и т.д. Слушая музыку – ребенок ее анализирует, а значит, учится думать, мыслить. На занятиях по программе «Синтез» полюбилась ребятам симфоническая сказка Прокофьева «Петя и Волк», которую он написал специально для детей, чтобы познакомить их со звучанием инструментов симфонического оркестра. На заключительном занятии, после просмотра одноименного музыкального мультфильма, ребята сами побывали в образах полюбившихся героев, показав мини-представление. Знакомились ребята и с балетами П.И. Чайковского. Самыми трогательными моментами для меня были те, когда дети с радостью узнавали знакомые для них мелодии! И были очень горды тем, что это оказывается музыка из знаменитых балетов! В заключении они с удовольствием посмотрели музыкальный мультфильм, «Щелкунчик», в котором звучала музыка великого композитора. Музыкальное воспитание является не только уникальным средством формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, оно так же оказывает огромное влияние на развитие познавательных способностей детей. Ведь они знакомятся с музыкой разного характера: веселой и грустной, медленной и быстрой, порой страшной, а порой шутливой или фантастической и сказочной. И не просто слушают и узнают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений, знакомятся с жанрами: авторская или народная песня, плясовая, колыбельная, марш, вальс и т.д. Слушая музыку – ребенок ее анализирует, а значит, учится думать, мыслить. Однажды, после цикла занятий, посвященных творчеству А. Вивальди, ко мне подошла мама одной девочки и сказала, что они теперь всей семьей слушают Вивальди. А другая мама, подойдя ко мне вечером, рассказала о том, что сидя в гостях у друзей, у них по радио зазвучала музыка, а их сын радостно воскликнул: «Мама, это же Бах!» Все были удивлены, это мягко сказано. Вот в такие моменты душа моя ликует! Да, несомненно, музыка формирует чувства. Музыка формирует внутренний мир ребенка, его характер, мировоззрение, установки «что такое хорошо и что такое плохо». И одним из чувств, которые должны формироваться с раннего возраста, это любовь к родине. И здесь, моя задача, как педагога, в формировании уважения к традициям, культуре своего народа, понимании роли семьи, определении своего места в ней. Да, нелегкий это труд – быть музыкальным руководителем! Ведь это нужно и сценарий суметь написать, и потом воплотить все это на сцене, продумав все детали, распределив верно роли; нужно найти верные образы, подобрать и выучить песни, танцы. А, если задумать поставить спектакль с ребятами! Это столько работы! Найти интересный материал для спектакля, подобрать к нему музыкальное сопровождение, продумать декорации и костюмы, украсить зал, а перед спектаклем или представлением не спать ночь, в очередной раз, проверяя все шаг за шагом, и лежать, скрестив пальчики «на удачу», чтобы детки спели, не перепутав слова, да желательно так, чтобы смысл слов дошел, да задел за живое, чтобы в танце все было ладно, чтобы герои слов своих не перепутали! И как же приятно, когда все, что задумал, удалось, когда наполняешься ощущением радости – МЫ сделали это! Современная музыка является неотъемлемой частью нашей, порой очень сложной, жизни. В своей работе я часто использую произведения такого плана. Эта музыка обычно близка и понятна детям, но её приходится тщательно отбирать. Так навязчивый ритм, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Главное условие для меня, чтобы музыка была эстетичной, высокохудожественной и не шла вразрез с моральными общепринятыми нормами. Я делаю всё возможное для того, чтобы дети узнали другую – настоящую - музыку. Пусть мои воспитанники не станут музыкантами и танцорами, поэтами и артистами в будущем, но они научатся понимать и ценить прекрасное. И не важно, какую профессию выберет в дальнейшем ребенок, главное, чтобы он состоялся как человек. Порой усталость наваливается и кажется не вздохнуть уже…но приходишь в сад, видишь эти светящиеся распахнутые глаза, эти улыбки и думаешь: и все же как прекрасно, что ты – музыкальный руководитель, что ты - педагог! А педагог – это звучит гордо! Я очень люблю и ценю детей, потому что самая большая ценность на земле это - дети. Дети - моё главное богатство, в окружении которых я нахожусь и на работе, и дома… Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям! Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке таланты и способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке. Мне комфортно оттого, что дети общаются со мной, что я им нужна и как музыкальный руководитель, и как человек. Истоки моей радости в том, что я могу внести свой вклад в воспитание гармоничного человека. Приходите к нам в детский сад - и вы в этом убедитесь, ведь моя профессия самая замечательная, самая необыкновенная и благородная! Награды
Елена Гуляева. БлогДрузья Популярные разделы на МААМ
Предыдущие зарегистрированные на МААМ Поделитесь в сетях и мессенджерах:
|