Людмила Рычкова
|
Немного о себе: «Сделать занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Д.Ушинский Основная задача моей работы, как воспитателя новой формации – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу. Одной из главных задач системы воспитания и обучения в детском саду является развитие речи, а этому способствует обучение грамоте. Основная задача моей работы, как воспитателя новой формации – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу. Одной из главных задач системы воспитания и обучения в детском саду является развитие речи, а этому способствует обучение грамоте. В дальнейшем стремлюсь расширить поле активной творческой мыслительной деятельности детей. При этом включаю ситуации спора, дискуссии, прошу обосновать своё мнение или ответ. Широко использую словесные игры, сюрпризные моменты, игровые ситуации. В фонетическом плане провожу работу: над артикуляцией аппарата, над развитием фонематического восприятия и фонематического слуха, нарушение артикуляции звука приводит к их дефективному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи Делая с детьми различные упражнения для правильного звукопроизношения, я пришла к такому выводу, что правильное понимание речевого нарушения и индивидуальный подход к такому ребёнку может в значительной степени помочь ему, а в лёгких случаях даже исправить недостатки звукопроизношения. В системе речевого развития детей дошкольного возраста я определила наиболее эффективные методы использования фольклора (схема № 1): - каждодневное звучание пословиц, поговорок в разных педагогических ситуациях; - включение разных жанров фольклора в цикл занятий по развитию речи; - сопровождение занятий (по экологии, развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности) фольклором разнообразного содержания; - специальные фольклорные занятия. В основу всех занятий по обучению грамоте, проводимых мною, положен комплексно- тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. : в одном случае это игра, в другом занятие- спектакль, где дети и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т д. Такое построение позволяет добиться устойчивого внимания и поддержание интереса на протяжении всего занятия. Дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц, поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок. Организационно-сюжетная основа занятий по обучению грамоте должна быть разнообразной. Вот некоторые варианты: - сказочных сюжетов; - элементов фольклора; - воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений; - литературных персонажей; - известных и придуманных игр; - элементов сюжетно-дидактической игры, - сюжетных и пейзажных картин; -специально изготовленных пособий; -сюжетов и героев мультфильмов. Давая детям практическое значение слова, то есть обозначение различных предметов, людей, животных – стараюсь их обыграть вместе с детьми в какой – то знакомой сказке. Например «Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему… Кто?» (Заяц). Выходит ребёнок, берёт игрушку зайца и обыгрывает свой персонаж. Таким образом, через сказку и игрушки мы рассказываем её до конца, тем самым закрепляем практическое значение слова. Затем внимание детей обращаю на такую особенность слова, что слово может быть как длинным, так и коротким. Здесь, например, используется такая д/и «Слово можно прошагать». В итоге дети узнают, какое слово длинное, какое короткое. К концу 2 младшей группы находим длинное – короткое слово хлопками и таким образом готовлю детей к делению слов на слоги в средней группе. Усвоение дошкольниками звуковой стороны слова - длительный процесс, над которым я начинаю работать со 2 младшей группы. Для звукового различия слова на слух, провожу игру: «Что звучит вокруг нас?», показывая детям, что слова звучат, что они составлены из звуков. В средней группе, дети могут: делить слова на слоги называют сколько слогов в слове, определяют местоположение звука в слове, знают , что слова состоят из звуков, придумывают различные слова с заданным звуком. Обогащаю лексику детей, практически знакомя их с омонимами, синонимами, антонимами, многозначностью слова, при этом использую лексические и грамматические игры. Учу составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова. Следующий этап работы над звуком – звуковой анализ слова, выделение первых согласных и последующих звуков, Реально представить слово, которое анализируется, даёт возможность картина – схема звукового состава слова. А при изучении буквы провожу следующую работу: дети лепят буквы из пластилина, «трудную» букву взрослый печатает, а потом ребёнок раскрашивает. Спасибо за внимание! Награды
Публикации Людмила Рычкова. БлогПубликаций: 15: одним списком Фотографии Друзья Популярные разделы на МААМ Предыдущие зарегистрированные на МААМ Поделитесь в сетях и мессенджерах:
|