Тимошенко Ольга Германовна
|
Немного о себе: Я родилась в то время, когда, как и сейчас, попасть в детский сад было большим счастьем. Поэтому детских воспоминаний о жизни в нем у меня не осталось. Жизнь текла своим чередом, я окончила школу, поступила в политехнический институт, получила профессию инженера-химика-технолога. Около 10 лет работала на Лыткаринском заводе оптического стекла и о профессии воспитателя детского сада не помышляла. Но жизнь распорядилась по-своему. Мой ребенок пошел в детский сад, где у него и у меня возникли большие проблемы — тяжелый адаптационный период, постоянные болезни. Это сейчас я понимаю, что в том детским саду дочке было плохо, она страдала, а люди, работавшие в группе, были просто равнодушны. Сменив место жительства, я перевела ребенка ближе к дому и пошла работать воспитателем в этот же детский сад № 5 «Веснянка». Дочке было комфортно рядом со мной, но я никак не могла приспособиться к новой работе. Всё было диаметрально противоположно, там — приборы, препараты, техника, здесь — маленькие дети, смотрящие на меня порой сквозь слезы и ждущие поддержки и понимания. Перестройка моего сознания шла достаточно долго и тяжело. Но в этот период на помощь пришла моя первая заведующая Валентина Ивановна Мухтарова, которая оказала мне неоценимую помощь. Тогда же я совершенно случайно наткнулась на выдержки из книги выдающегося польского гуманиста и писателя Яноша Корчака «Как любить детей», чье педагогическое наследие драгоценно и актуально и сейчас. Вот некоторые из них: «....Дети были, и дети будут. Дети не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном. Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека. ...Ребенок не глуп. Так же как и мы, он помнит и забывает, ценит и недооценивает, логично рассуждает и ошибается, если не знает. Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание! ...Уважайте неудачи и слезы! Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут. Слезы упрямства и каприза — это слезы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого самочувствия и всегда - страдание. ...Ребенок растет. Интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребенок строит себя — его все больше и больше, глубже врастает в жизнь. Усталость, недомогание, жарко, холодно, сонливость, голод, жажда, недостаток чего-либо или избыток, плохое самочувствие — все это не каприз и отговорка. Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста! ...Уважайте текущий час и сегодняшний день!...Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любопытно. Он прав... ...Мне кажется, взрослые не должны сердиться на детей, потому, что это не исправит, а портит. Часто взрослым кажется, что ребенок назло им упрямится — не желает что-либо сделать, сказать. Нет, ему стыдно. ...Или губы прыгают, теребит платье и не может отвечать. Как парализованный. Удивительно это чувство страха. ...Смеяться над детским! страхами или нарочно пугать — жестоко. ...У каждого человека есть и достоинства и недостатки, и у каждого они разные. ...Во-первых, маленький не может быть таким, как взрослый. Во-вторых, и у меня, взрослого, есть свои недостатки, и я совсем не хочу, чтобы у ребят были такие же недостатки, как у меня. ...Внимание: современную жизнь формирует грубый хищник, это он диктует методы действия. Ложь — его уступки слабым, фальшь — почет старцу, равноправие женщины и любовь к ребенку. Скитается по свету бездомная Золушка — чувство. А ведь именно дети — князья чувств, поэты и мыслители. Уважайте*; если не почитайте, чистое, ясное, непорочное, святое детство!» Как пронзительно и верно сказано! Как сильно задевает за «живое» западает в самое сердце! После прочитанного, обдуманного все стало на свои места, я постепенно, шаг за шагом, стала вживаться в профессию - воспитатель детского сада. Эти принципы легли в основу понимания профессии. И все же было трудно: описание планов, подготовка и проведение разнообразных занятий, овладение педагогическими методами и приемами, неуклонное выполнение всех режимных моментов, необходимость знания множества детских игр и развлечений, общение с такими разными родителями своих воспитанников — все это нередко вызывало легкую панику. Иногда, доводилось, и поплакать от неумения и бессилия. Но меня всегда окружали знающие педагоги и просто сердечные люди, у которых я перенимала полезный жизненный и педагогический опыт. Помню всех их и благодарю сердечно! Работа воспитателя многогранна. нестандартна, требует творческого подхода, самосовершенствования и душевной щедрости, но самое главное в этой работе — любить детей. Дети — источник света и радости для каждой женщины, и долг каждого воспитателя — суметь сохранить этот свет и приумножить эту радость. Малыши очень чувствительны, их не обманешь притворной лаской, поэтому нужно учиться любить детей не в их общей массе, а каждого в отдельности. Мне запомнился мудрый совет моих наставников: не имей среди своих воспитанников «любимчиков», а стремись заглянуть в душу каждому ребенку и принимать его таким, какой он есть. Одной любви и понимания было все же недостаточно, требовались и специальные знания. Мне пришлось много читать, посещать занятия опытных педагогов, набираться опыта. Это же я продолжаю делать и сейчас, учась на различных курсах, посещая семинары и открытые мероприятия в других ДОУ, прорабатывая новинки методической литературы. А тогда коллеги по «цеху» щедро делились своим педагогическим опытом. Прошло время, и вот уже я сама охотно делюсь своими педагогическими наработками с молодыми воспитателями. Воспитатель — центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех — детей, родителей. Его работа — одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребенка, чем он живет, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником, разделять взгляды ребенка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах. Когда найден ключик к сердцу ребенка, ты становишься ему другом. В последнее время выросло число детей с проблемами в развитии и общении, поэтому, бываешь, вынуждена усилить меры воздействия, увеличить зону контроля. Это иногда приводит к отдалению детей от воспитателя. Поэтому важно уметь понять ребенка, мотивы его поступков, быть внимательным и чутким к каждому, приободрить, приласкать. Но дети есть дети. Они капризничают, шалят. Поэтому терпение, выдержка, самообладание, умение с юмором оценить и прокомментировать ситуацию — вот пути к решению проблемных моментов. Педагогическая деятельность является творческой. Творчество — это всегда интерес, увлечение. Я стараюсь, чтобы детям со мной было интересно, весело, комфортно, пытаюсь что-то придумать, изобрести, отойти от стандартных вариантов, изменить тему с учетом текущего момента, при этом пытаюсь развивать способности детей к творчеству, особенно логопедических детей, испытывающих трудности в изодеятельности, ручном труде, конструировании. Я понимаю, что подходить к детям с одинаковой меркой, воспитывая их по какому-то образцу, нельзя. Каждый ребенок обладает не только своим характером, но и темпераментом. Я учитываю темперамент детей при организации жизнедеятельности группы. Жизнерадостных, бодрых, неунывающих, часто меняющих вид деятельности пытаюсь учить соблюдать правила деятельности, нормы поведения, доводить дело до конца; создавать ситуаций, когда необходимо сдерживать себя, проявлять выдержку. Детей, неуверенных в себе, замкнутых учу проявлять настойчивость, поощряю инициативу, отмечаю его положительные черты, даю возможность им высказываться. Спокойных, медлительных детей пробую вовлекать в активную деятельность, учить сразу включаться в работу, переключаться с одного вида деятельности на другой. Все это очень способствует успешной адаптации детей к школьному обучению, где не всегда учитывается темперамент ребенка. Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми. Это не так. Работа наша — кропотливый каждодневный труд, открывающий мир, полный интересных загадок, радостей познания. Происходит это на занятиях, которые я пробую проводить деятельным методом, когда знания даются не только в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, где ребенок выступает в роли исследователя, а педагог подводит к открытию, организуя и направляя их учебную деятельность. Многочисленные «почему?» - сигнал к тому, что ребенок открыт для общения, он доверяет тебе. Обучение происходит в игре, где выражаются детские мечты и стремления, мысли и чувства. Это происходит на прогулке, где, наблюдая, мы узнаем наш прекрасный мир. Я учу детей каждую минуту, занимаются ли они, играют, гуляют, моют руки, обедают, одеваются. И даю им не только знания, развивая интеллект, но и воспитываю в детях доброту, любовь к ближнему, умение сочувствовать и сопереживать, уважение к окружающим людям, животным, природе, Родине. И дети, и я очень любим праздники, полные музыки, стихов, танцев, сценок. И тут мне приходится в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь, танцевать с детьми, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией. Сколько волнений перед праздником: завязать бант, поправить галстучек, повторить стихи, чтобы все гости, родители увидели наши достижения, получили заряд радости и долго еще восторгались нашими творческими способностями. Работая воспитателем, я сама открыла в себе небольшие актерские данные. Практически ни один праздник не проходит без моего участия: я и Осень, и Лето, и Старуха Шапокляк, и Дед Мороз, и Баба Яга, и Трубочист. В кого только не приходится перевоплощаться. Высшее проявление успеха — улыбки и смех детей. Я стараюсь, чтобы праздником был каждый день, прожитый ребенком в детском саду, где нет монотонности, скуки, уныния. Важное направление работы воспитателя — работа с родителями. Сейчас они обладают высоким уровнем информированности, широким доступом к научно-популярной литературе в области психологии и педагогики. Но при этом испытывают большие затруднения в воспитании детей. Современный родитель — чрезвычайно занятый человек. Поэтому приходится постоянно совершенствовать традиционные формы сотрудничества. Многие родители не всегда точно представляют себе назначение и функции детского сада, особенно работы педагога. Поэтому порой бывает трудно наладить контакт с некоторыми из них, испытываешь неуверенность в общении с ними. Я стараюсь установить тесные контакты со всеми родителями. Помогают мне в этом проводимые анкеты, личные беседы, которые позволяют выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье. Я работаю в логопедической группе более 11 лет. Совместное обсуждение качеств и умений детей, родительские собрания, крутые столы помогают родителям узнать о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка, других сторонах его развития, способностях, трудностях. Размещая информацию о проблемах речевого развития в родительском уголке, проводя консультации вместе с учителем-логопедом, мы стараемся познакомить родителей с наиболее доступными и эффективными способами решения проблем. Я всегда стараюсь выслушать и по-возможности дать совет родителям относительно вызывающих сомнения моментов в развитии ребенка. Если не владею какой-либо информацией, то обязательно ищу ответ в специальной литературе и довожу ее до семьи. Совместная деятельность и сотворчество ребенка и родителей (выставки рисунков, конкурсы поделок, игры, праздники) — еще одна из форм работы с семьей. И обязательно помню, что родители для дошкольника — самые близкие люди, влияющие на все стороны его развития и воспитания. В условиях логопедической группы сколько бы не было приложено усилий со стороны воспитателей и педагогов для коррекции недостатков речи, без помощи семьи результата не будет. В этом я пытаюсь убедить родителей, активизировать их работу. Вот уже более 20 лет я работаю воспитателем в детском в саду № 5 «Веснянка» и не сожалею о том, что в свое время жизнь так круто изменила направление. Общение с детьми — каждый день своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя проверяют меня на прочность и одновременно любят, доверяют. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны. Если у тебя срыв или плохое настроение, ребенок всегда даст шанс исправиться, и опять ты учишься у него. Ребенок беззащитен и зависим от взрослого, он «в наших руках». Поэтому мы должны сохранить и развить то замечательное, что вложила в него природа, помочь войти в этот мир в гармонии. Каждый день я стремлюсь передать детям свою любовь и знания. И чудо происходит, пусть не так быстро, но главное постоянно помнить — я — воспитатель! Награды
Публикации Тимошенко Ольга Германовна. БлогКонсультация для воспитателей «Этнокультурная среда как средство формирования толерантности и патриотизма»Конспект досуга «Путешествие по Африке» для детей подготовительной группы ДОУКонспект ООД по развитию речи и ФЦКМ для детей подготовительной группы «Ребята спешат на помощь!»Опыт работы «Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста»Опыт работы «Игры для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Агрессивность дошкольников. Причины появления, способы контроля поведения ребенка»Занятие по формированию целостной картины мира в средней группе «День защитника Отечества»Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе познавательного развития детейСценарий экологической шоу-викторины для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Счастливый случай»Всего публикаций: 21. Читать все → Все публикации одним списком Друзья Популярные разделы на МААМ
Предыдущие зарегистрированные на МААМ
|