Тимошенко Ольга Германовна
|
Немного о себе: Я родилась в то время, когда, как и сейчас, попасть в детский сад было большим счастьем. Поэтому детских воспоминаний о жизни в нем у меня не осталось. Жизнь текла своим чередом, я окончила школу, поступила в политехнический институт, получила профессию инженера-химика-технолога. Около 10 лет работала на Лыткаринском заводе оптического стекла и о профессии воспитателя детского сада не помышляла. Но жизнь распорядилась по-своему. Мой ребенок пошел в детский сад, где у него и у меня возникли большие проблемы — тяжелый адаптационный период, постоянные болезни. Это сейчас я понимаю, что в том детским саду дочке было плохо, она страдала, а люди, работавшие в группе, были просто равнодушны. Сменив место жительства, я перевела ребенка ближе к дому и пошла работать воспитателем в этот же детский сад № 5 «Веснянка». Дочке было комфортно рядом со мной, но я никак не могла приспособиться к новой работе. Всё было диаметрально противоположно, там — приборы, препараты, техника, здесь — маленькие дети, смотрящие на меня порой сквозь слезы и ждущие поддержки и понимания. Перестройка моего сознания шла достаточно долго и тяжело. Но в этот период на помощь пришла моя первая заведующая Валентина Ивановна Мухтарова, которая оказала мне неоценимую помощь. Тогда же я совершенно случайно наткнулась на выдержки из книги выдающегося польского гуманиста и писателя Яноша Корчака «Как любить детей», чье педагогическое наследие драгоценно и актуально и сейчас. Вот некоторые из них: «....Дети были, и дети будут. Дети не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном. Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека. ...Ребенок не глуп. Так же как и мы, он помнит и забывает, ценит и недооценивает, логично рассуждает и ошибается, если не знает. Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание! ...Уважайте неудачи и слезы! Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут. Слезы упрямства и каприза — это слезы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого самочувствия и всегда - страдание. ...Ребенок растет. Интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребенок строит себя — его все больше и больше, глубже врастает в жизнь. Усталость, недомогание, жарко, холодно, сонливость, голод, жажда, недостаток чего-либо или избыток, плохое самочувствие — все это не каприз и отговорка. Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста! ...Уважайте текущий час и сегодняшний день!...Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любопытно. Он прав... ...Мне кажется, взрослые не должны сердиться на детей, потому, что это не исправит, а портит. Часто взрослым кажется, что ребенок назло им упрямится — не желает что-либо сделать, сказать. Нет, ему стыдно. ...Или губы прыгают, теребит платье и не может отвечать. Как парализованный. Удивительно это чувство страха. ...Смеяться над детским! страхами или нарочно пугать — жестоко. ...У каждого человека есть и достоинства и недостатки, и у каждого они разные. ...Во-первых, маленький не может быть таким, как взрослый. Во-вторых, и у меня, взрослого, есть свои недостатки, и я совсем не хочу, чтобы у ребят были такие же недостатки, как у меня. ...Внимание: современную жизнь формирует грубый хищник, это он диктует методы действия. Ложь — его уступки слабым, фальшь — почет старцу, равноправие женщины и любовь к ребенку. Скитается по свету бездомная Золушка — чувство. А ведь именно дети — князья чувств, поэты и мыслители. Уважайте*; если не почитайте, чистое, ясное, непорочное, святое детство!» Как пронзительно и верно сказано! Как сильно задевает за «живое» западает в самое сердце! После прочитанного, обдуманного все стало на свои места, я постепенно, шаг за шагом, стала вживаться в профессию - воспитатель детского сада. Эти принципы легли в основу понимания профессии. И все же было трудно: описание планов, подготовка и проведение разнообразных занятий, овладение педагогическими методами и приемами, неуклонное выполнение всех режимных моментов, необходимость знания множества детских игр и развлечений, общение с такими разными родителями своих воспитанников — все это нередко вызывало легкую панику. Иногда, доводилось, и поплакать от неумения и бессилия. Но меня всегда окружали знающие педагоги и просто сердечные люди, у которых я перенимала полезный жизненный и педагогический опыт. Помню всех их и благодарю сердечно! Работа воспитателя многогранна. нестандартна, требует творческого подхода, самосовершенствования и душевной щедрости, но самое главное в этой работе — любить детей. Дети — источник света и радости для каждой женщины, и долг каждого воспитателя — суметь сохранить этот свет и приумножить эту радость. Малыши очень чувствительны, их не обманешь притворной лаской, поэтому нужно учиться любить детей не в их общей массе, а каждого в отдельности. Мне запомнился мудрый совет моих наставников: не имей среди своих воспитанников «любимчиков», а стремись заглянуть в душу каждому ребенку и принимать его таким, какой он есть. Одной любви и понимания было все же недостаточно, требовались и специальные знания. Мне пришлось много читать, посещать занятия опытных педагогов, набираться опыта. Это же я продолжаю делать и сейчас, учась на различных курсах, посещая семинары и открытые мероприятия в других ДОУ, прорабатывая новинки методической литературы. А тогда коллеги по «цеху» щедро делились своим педагогическим опытом. Прошло время, и вот уже я сама охотно делюсь своими педагогическими наработками с молодыми воспитателями. Воспитатель — центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех — детей, родителей. Его работа — одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребенка, чем он живет, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником, разделять взгляды ребенка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах. Когда найден ключик к сердцу ребенка, ты становишься ему другом. В последнее время выросло число детей с проблемами в развитии и общении, поэтому, бываешь, вынуждена усилить меры воздействия, увеличить зону контроля. Это иногда приводит к отдалению детей от воспитателя. Поэтому важно уметь понять ребенка, мотивы его поступков, быть внимательным и чутким к каждому, приободрить, приласкать. Но дети есть дети. Они капризничают, шалят. Поэтому терпение, выдержка, самообладание, умение с юмором оценить и прокомментировать ситуацию — вот пути к решению проблемных моментов. Педагогическая деятельность является творческой. Творчество — это всегда интерес, увлечение. Я стараюсь, чтобы детям со мной было интересно, весело, комфортно, пытаюсь что-то придумать, изобрести, отойти от стандартных вариантов, изменить тему с учетом текущего момента, при этом пытаюсь развивать способности детей к творчеству, особенно логопедических детей, испытывающих трудности в изодеятельности, ручном труде, конструировании. Я понимаю, что подходить к детям с одинаковой меркой, воспитывая их по какому-то образцу, нельзя. Каждый ребенок обладает не только своим характером, но и темпераментом. Я учитываю темперамент детей при организации жизнедеятельности группы. Жизнерадостных, бодрых, неунывающих, часто меняющих вид деятельности пытаюсь учить соблюдать правила деятельности, нормы поведения, доводить дело до конца; создавать ситуаций, когда необходимо сдерживать себя, проявлять выдержку. Детей, неуверенных в себе, замкнутых учу проявлять настойчивость, поощряю инициативу, отмечаю его положительные черты, даю возможность им высказываться. Спокойных, медлительных детей пробую вовлекать в активную деятельность, учить сразу включаться в работу, переключаться с одного вида деятельности на другой. Все это очень способствует успешной адаптации детей к школьному обучению, где не всегда учитывается темперамент ребенка. Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми. Это не так. Работа наша — кропотливый каждодневный труд, открывающий мир, полный интересных загадок, радостей познания. Происходит это на занятиях, которые я пробую проводить деятельным методом, когда знания даются не только в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, где ребенок выступает в роли исследователя, а педагог подводит к открытию, организуя и направляя их учебную деятельность. Многочисленные «почему?» - сигнал к тому, что ребенок открыт для общения, он доверяет тебе. Обучение происходит в игре, где выражаются детские мечты и стремления, мысли и чувства. Это происходит на прогулке, где, наблюдая, мы узнаем наш прекрасный мир. Я учу детей каждую минуту, занимаются ли они, играют, гуляют, моют руки, обедают, одеваются. И даю им не только знания, развивая интеллект, но и воспитываю в детях доброту, любовь к ближнему, умение сочувствовать и сопереживать, уважение к окружающим людям, животным, природе, Родине. И дети, и я очень любим праздники, полные музыки, стихов, танцев, сценок. И тут мне приходится в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь, танцевать с детьми, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией. Сколько волнений перед праздником: завязать бант, поправить галстучек, повторить стихи, чтобы все гости, родители увидели наши достижения, получили заряд радости и долго еще восторгались нашими творческими способностями. Работая воспитателем, я сама открыла в себе небольшие актерские данные. Практически ни один праздник не проходит без моего участия: я и Осень, и Лето, и Старуха Шапокляк, и Дед Мороз, и Баба Яга, и Трубочист. В кого только не приходится перевоплощаться. Высшее проявление успеха — улыбки и смех детей. Я стараюсь, чтобы праздником был каждый день, прожитый ребенком в детском саду, где нет монотонности, скуки, уныния. Важное направление работы воспитателя — работа с родителями. Сейчас они обладают высоким уровнем информированности, широким доступом к научно-популярной литературе в области психологии и педагогики. Но при этом испытывают большие затруднения в воспитании детей. Современный родитель — чрезвычайно занятый человек. Поэтому приходится постоянно совершенствовать традиционные формы сотрудничества. Многие родители не всегда точно представляют себе назначение и функции детского сада, особенно работы педагога. Поэтому порой бывает трудно наладить контакт с некоторыми из них, испытываешь неуверенность в общении с ними. Я стараюсь установить тесные контакты со всеми родителями. Помогают мне в этом проводимые анкеты, личные беседы, которые позволяют выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье. Я работаю в логопедической группе более 11 лет. Совместное обсуждение качеств и умений детей, родительские собрания, крутые столы помогают родителям узнать о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка, других сторонах его развития, способностях, трудностях. Размещая информацию о проблемах речевого развития в родительском уголке, проводя консультации вместе с учителем-логопедом, мы стараемся познакомить родителей с наиболее доступными и эффективными способами решения проблем. Я всегда стараюсь выслушать и по-возможности дать совет родителям относительно вызывающих сомнения моментов в развитии ребенка. Если не владею какой-либо информацией, то обязательно ищу ответ в специальной литературе и довожу ее до семьи. Совместная деятельность и сотворчество ребенка и родителей (выставки рисунков, конкурсы поделок, игры, праздники) — еще одна из форм работы с семьей. И обязательно помню, что родители для дошкольника — самые близкие люди, влияющие на все стороны его развития и воспитания. В условиях логопедической группы сколько бы не было приложено усилий со стороны воспитателей и педагогов для коррекции недостатков речи, без помощи семьи результата не будет. В этом я пытаюсь убедить родителей, активизировать их работу. Вот уже более 20 лет я работаю воспитателем в детском в саду № 5 «Веснянка» и не сожалею о том, что в свое время жизнь так круто изменила направление. Общение с детьми — каждый день своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя проверяют меня на прочность и одновременно любят, доверяют. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны. Если у тебя срыв или плохое настроение, ребенок всегда даст шанс исправиться, и опять ты учишься у него. Ребенок беззащитен и зависим от взрослого, он «в наших руках». Поэтому мы должны сохранить и развить то замечательное, что вложила в него природа, помочь войти в этот мир в гармонии. Каждый день я стремлюсь передать детям свою любовь и знания. И чудо происходит, пусть не так быстро, но главное постоянно помнить — я — воспитатель! Награды
Публикации Тимошенко Ольга Германовна. БлогПубликаций: 21: одним списком Друзья Популярные разделы на МААМ
Предыдущие зарегистрированные на МААМ Поделитесь в сетях и мессенджерах:
|