Лучший педагог года

Знакомство с картиной Саврасова А. «Грачи прилетели»

Юлия Здоровенко
Знакомство с картиной Саврасова А. «Грачи прилетели»

1. Учить детей высказывать свои мысли содержательно, понятно.

2. Совершенствовать умение использовать разные части речи в

точном соответствии с их целью высказывания.

3. Продолжать эмоционально, «со вкусом» рассказывать об

интересных событиях.

4. Воспитывать интерес к птицам и произведениям искусства.

Словарная работа: пейзаж, суетятся, перекликаются, поскрипывают.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне, перелётных птицах; знакомство с приметами весны.

Ход.

Публикация «Знакомство с картиной Саврасова А, „Грачи прилетели“» размещена в разделах

Воспитатель: Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называют картины, изображающие природу?

Дети: Картины называют пейзажами.

Дети: Мы с вами сегодня познакомимся с пейзажем, но кто на нём изображён, вы должны отгадать: Всех перелётных птиц черней, враг личинок, друг полей,

Взад - вперёд по пашням вскачь, а зовётся птица - (Грач)

Воспитатель:Более ста лет назад Алексей Кондратьевич Саврасов написал свою знаменитую картину : «Грачи прилетели». Какое хорошее название. Как будто кто-то, пробегая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!» (Послушайте о чем же, рассказывает эта картина).

Аудиозапись.

В тихом уголке русского селения Алексей Кондратьевич Саврасов увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. Художник построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно - каждый предмет, каждую деталь.

На первом плане — грачи, они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. «Грее-Грее-Грее» -кричат они. Отсюда птица и получила свое название. Грач - очень полезная птица. Она в почве ищет личинок, гусениц и поедает их, чтоб они не портили всходы.

Один из них подобрал с земли веточку. Грачи спешат соорудить на берёзе гнёзда. Берё зы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели. Потом наш взгляд уходит дальше, - туда, где сараи и церковь. А ещё дальше - вольно раскинулась Земля, освободившаяся от снега, и небо-легкое, с голубыми оконцами - просветами. Все берёзки, как будто сажею кто-то вычернил -это грачи вороненые, смелые, важные. Молчаливо обходят ручьи.

Воспитатель: Прилетели грачи и стало ясно, что конец зиме. Весна пришла! Обратите внимание, какие нежные цвета использует художник? Дети: Бледно-голубой, беловато-розовый, светло-коричневый. Воспитатель: Художник выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают зимние сны. А если бы вы стали птицей, что бы вы могли рассказать? Куда полететь?

Дети: Рассказы дети от лица птиц о том, как им было голодно и холодно зимой, как трудно лететь из теплых краев.

Аудиозапись. Пробуждение природы.

Воспитатель: Обратите внимание, как Саврасов отразил в картине пробуждение природы?

Рассказы детей

1 ребё нок: Сон этот не глубокий - природа постепенно начинает

оживать.

2 ребёнок — Трепещут солнечные блики на деревянной изгороди и

тянутся к свету молодые деревья.

3 ребёнок - Слышно как поскрипывают от ветра стволы берез, а в

проталинках булькает вода.

Воспитатель: От ветра стволы берёз что делают?

Дети: Березы поскрипывают.

Воспитатель: А берёзы на картине не низкие, а какие. высокие (добавляют дети).

Не толстые, а. тонкие

Не прямые, а. изогнутые

Не безобразные, а. красивые

Погода, кажется здесь не жаркая, а. холодная

Грачи не молчат, а. перекликаются, советуются.

Воспитатель: А люди изображены на картине?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы видите, что людей здесь нет. И в то же время мы почти ощущаем их. Ведь кто построил церковь? А ещё что построили люди?

Ответы детей - Люди построили сарай, изгородь.

Воспитатель: Люди ещё скоро вспашут землю и чем засеют?

Дети: Засеют землю зерном.

Проводится закличка - физкультпауза:

«Сеем, сеем, просеваем». Сеем, сеем, посеваем,

Зерно в землю мы бросаем. А потом, примнем немножко,

Чтобы наша птица грач не смогла его склевать.

(под речёвку дети выполняют движения)

А теперь отгадайте загадку:

Без рук, без топорёнка, построена избёнка.

Гнездо.

Воспитатель: А для чего строят грачи гнёзда?

Дети: Выводить птенцов.

Воспитатель: Кто вырастит из маленького грачонка?

Дети: Из маленького грачонка вырастит грач.

Воспитатель: А кем будет гусеница? (Бабочкой).

Кем будет куриное яйцо? (Цыпленком). Показ предметов.

Кем станет цыплёнок (Курицей, петухом).

Воспитатель: С кем можно сравнить петуха. (Показывать картинку) – с будильником, сторожем, часами, забиякой.

Воспитатель: А что объединяет эти предметы? (Показ домашних птиц).

А что объединяет наших грачей и самолет?

Дети: Самолёт и птицу объединяет то, что они летают по воздуху, что у них есть крылья.

Воспитатель: А что ещё делают грачи?

Дети: Они суетятся, перекликаются.

Воспитатель: Посмотрите снова на картину и назовите слово, которое обозначает действия грачей.

Дети: Они прилетели.

Воспитатель: А чем похожи слова, прилетели, прибежали, примчались?

Воспитатель: Все слова начинаются с маленького слова - приставки - при.

Воспитатель: Назовите слова, которое обозначает направление, в котором летают

грачи? (Вверх, вниз).

Воспитатель: Скажите точнее: облака по небу летят, плывут, кувыркаются, бегут, плетутся, крадутся.

Дети: Облака по небу плывут.

Воспитатель: Почему в народе говорят «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»

Дети: Потому что таит снег, появились лужи, проталины. Люди пашут землю, на деревьях набухли почки. Птицы строят гнезда, чтоб высиживать птенцов. Оживает и пробуждается природа от зимнего сна.

Воспитатель: Отлично! Ваши ответы порадовали меня.

Воспитатель: У вас на столах лежат картинки с птицами. Выберите тех птиц, которые оставались у нас зимовать и назовите их. (Щегол,воробей, синица, поползень, свиристель, снегирь, дятел, сорока, ворона).

Воспитатель: А теперь, покажите, какие птицы прилетают из теплых краёв и назовите их (скворец, грач, ласточки, журавли).

Воспитатель: В слове грач, сколько слогов, а в слове грачи?

(Показ картинки)

Воспитатель: На кого похожа птица грач?

Дети: На ворону, только у грача вокруг клюва со временем образуется белое кольцо.

Воспитатель: Прекрасно! Я знала, что вы справитесь с заданием.

Воспитатель: Давайте поиграем парами. (ЗНАКОМАЯ ИГРА). Надо закончить начатое предложение, одним словом по аналогии.

Например, берёза, - дерево, а ромашка. цветок.

Огурец - овощ, а яблоко - фрукт.

Воспитатель: А теперь, найдите, у кого лежат на столе фрагменты из картины Саврасова «Грачи прилетели» и покажите на картине, где эти фрагменты должны быть и что на них изображено.

Дети рассказывают, уточняя название картины и автора.

Воспитатель: Смотрите, как прекрасен этот уголок России, как прекрасна наша Земля!

Воспитатель: У меня три стакана с водой. Стакан с блёстками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой - спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с грязной водой - неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины.

Дети: Несколько детей подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станет лучше и добрее.

Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке?

Дети: Кормушку.

На прогулке мы пойдем и повесим её. Занятие закончено.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей 6 лет «Лото «Угадай-ка»Дидактическая игра для детей 6 лет «Лото «Угадай-ка» ель: -стимулировать детей к самостоятельности суждений; -совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с.

Образовательный проект «По страницам истории. Жизнь древнейших людей»Образовательный проект «По страницам истории. Жизнь древнейших людей» Информационно – творческий. Саму идею на данную тему подкинули мне сами дети. Как - то играя, они заговорили о том, а как давно живут люди?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с картиной Саврасова А. «Грачи прилетели»
Опубликовано: 24 июля 2014 в 16:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД