Лучший педагог года

Конспект занятия «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины»

Татьяна Кузнецова
Конспект занятия «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины»

Тема:

Знакомство с качествами и свойствами песка и глины

Возрастная группа: старшая

Направления развития: познавательное, художественно - эстетическое

Приоритетная образовательная область: познавательно – исследовательская деятельность

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель: создать условия для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с качествами и свойствами песка и глины“» размещена в разделах

Образовательные: 1) познакомить со свойствами песка и глины; 2) формировать умение исследовать свойства природных материалов; 3) учить детей делать выводы, умозаключения;

Развивающие: 1) развивать познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) развивать творческое воображение при лепке посуды; 4) развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные: воспитывать доброжелательность и взаимовыручку, трудолюбие и аккуратность

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: глиняная посуда, посуда из различных материалов, в том числе пластиковая, атрибуты для чаепития, высушенные шарики из глины, чайник или термос с горячей водой

Раздаточный материал: глина сухая и песок сухой в стаканчиках, вода в стаканчиках, ложечки одноразовые, листочки белой бумаги, клеенки, доски для лепки, палочки деревянные, салфетки, глина пластичная, лупы

1. Введение в ситуацию

Задачи: Мотивировать детей на включение в деятельность

В. : Воспитатель собирает детей около себя.

Ребята, вы были в отпуске? Где вы были? Что вы там делали? Вам понравилось? А что понравилось больше всего?

В: ребята, я тоже была в отпуске, ездила в город НННН. Там я посетила мастерскую, в которой делают посуду и привезла оттуда подарки.

Показываю коробку с песком и сухой глиной

В: фотографии сделали на память? Посмотрим?

В: ребята, я вас приглашаю на чай, который мы будем пить из красивых чашек

Проходят к накрытому столу. На столе нет чашек

В: Из чего же нам чай пить? Чашек нет! Как быть?

Дети: сделать самим!

В: хотите попробовать? Сможете?

2. Актуализация знаний

Задачи: актуализировать знания детей о посуде, о материалах, из которых она изготавливается

В: ребята, как вы думаете, из чего можно делать посуду?

Дети: из стекла! Из пластика! И т. д.

В: Еще из чего? А почему делают посуду из стекла? А из пластика, как вы думаете, хорошая посуда? А в чем ее опасность? Удобно из пластиковых стаканчиков пить горячий чай? (если возникает затруднение или дети говорят, что из пластикового стаканчика удобно пить чай, налить горячую воду из чайника в стаканчик и дать потрогать. Каким стал стакан? Удобно из него пить? Безопасно)

Выслушиваются все предположения и ответы детей

В: ребята, но у нас нет ни стекла, ни пластика. Зато у нас есть песок и глина. Как думаете, можно из этого всего вылепить посуду?

Дети: да! Нет!

3. Затруднение в игровой ситуации

Задачи: сформировать мотивационную ситуацию для формирования представлений о песке и глине

В: ребята, смогли мы договориться?

Дети: нет!

В: мы не пришли к общему мнению. Может нам стоит проверить наши предположения?

Дети: да!

В: напомните мне, ребята, что же мы хотели проверить?

Дети: можно или нельзя вылепить посуду из песка и глины!

В: тогда давайте пройдем в наш экспериментальный центр и попробуем разобраться в этом вопросе

4. Открытие нового знания

Задачи: организация познавательно – исследовательской деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания

Дети рассаживаются за столы, на которых расставлено все для опытов

В: ребята, давайте разбираться, какими свойствами обладают песок и глина. Для этого предлагаю вам провести опыты

Опыт 1

Возьмем стаканчик с песком, аккуратно высыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать? Поэтому и говорят, что песок сыпучий, рыхлый. Можно так сказать про глину? Вывод: песок сыпучий, в отличие от глины.

Опыт 2

В: Ребята, давайте теперь рассмотрим, из чего состоит песок (из очень маленьких песчинок). На что похожи песчинки? Похожа ли одна песчинка на другую?

В: а теперь рассмотрим глину. Видны ли такие песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем - то глина похожа на пластилин.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3

Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она равномерно распределилась между песчинками. Затем наливаем воду в стакан с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно? (медленно, часть воды остается на поверхности).

Для наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и наблюдать, куда быстрее впитывается вода

Вывод: вода впиталась в песок, а в глину нет, осталась на поверхности.

Опыт 4

Слепим из мокрой глины шарики и колбаски. Затем попробуем слепить шарики из мокрого песка. Какие шарики получились из глины? (прочные). А какие шарики из песка? (их лепить трудно, они ломаются, рассыпаются). Если слепить шарики и высушить их, что с ними произойдет? (песчаные распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими).

Вывод: из глины можно лепить разные предметы

В: ребята, какие вы молодцы! Столько опытов провели! А как вы думаете, теперь вы сможете вылепить чашки из песка и глины?

Дети: отвечают

В: ну что же, ребята, давайте пробовать. А для начала немного отдохнем и подвигаемся.

Подвижная игра «Песчинки и глина»

5. Включение нового знания в систему знаний

Задачи: закрепить умение определять свойства глины, активизировать словарь детей

В: Так из какого материала мы слепим чашки для нашего чаепития?

Дети: из глины!

В: почему?

Дети: потому что глина липкая, прочная, не пропускает воду, из нее можно лепить разные предметы

В: все верно, ребята! Из глины можно лепить много разных предметов. Но их не сразу можно использовать. После лепки надо обязательно изделия высушить и обжечь в печи. Только тогда глиняное изделие получится по настоящему прочным и прослужит много лет.

В: ребята, я вам предлагаю приступить к работе

Дети лепят из глины чашки для чаепития

В: А теперь, ребята, давайте попробуем налить воду в наши чашки. Что происходит с водой?

Д: она не просачивается, остается в чашке

В: все верно, молодцы, ребята!

6. Осмысление

Задачи: Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

В: ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились? Что мы хотели узнать? Что мы делали с глиной и песком? Смогли мы справиться с задачей? Почему вы смогли это сделать? Вам понравилось? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения?

Публикации по теме:

«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка Цель: - формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе; - формировать интерес к явлениям природы; - закрепление и.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины» Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Исследовательская прогулка «Знакомство со свойствами песка» Исследовательская прогулка «Знакомство со свойствами песка»Младшая группа. Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами песка,.

Как мы знакомим детей со свойствами песка-фотоотчетКак мы знакомим детей со свойствами песка-фотоотчет Дошкольный возраст самый интересный и насыщенный тем, что дети открывают и познают мир, они его трогают, пробуют на вкус, и пробуют что-то.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект занятия «Опыты с водой. Знакомимся со свойствами воды»Конспект занятия «Опыты с водой. Знакомимся со свойствами воды» Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о воде. Скажите, для чего нам нужна вода? Дети: Умываться, мыть руки. Чистить зубы, купаться.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги»Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Задачи: Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов, развивать познавательный интерес к свойствам.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Знакомство со свойствами почвы» Занятие «Знакомство со свойствами почвы» с детьми средней группы. Задачи: Формировать у детей интерес к опытнической работе, продолжать.

Знакомство со свойствами бумаги. Конспект НОД во второй младшей группеЗнакомство со свойствами бумаги. Конспект НОД во второй младшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Возрастная группа: вторая младшая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины»
Опубликовано: 12 января 2020 в 15:13
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД