Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия «Звуки [Р], [Р’]»

Алена Дусмухамбетова
Конспект логопедического занятия «Звуки [Р], [Р’]»

Конспект логопедического занятия (звуки Р, РЬ)

Тема. Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р. Развитие слухового внимания на речевых и неречевых звуках. Выделение 1-го гласного звука в слове. Анализ и синтез слогов типа : ау, уа.

Цели:

Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки [Р], [Р’]“» размещена в разделах

- познакомить обучающихся со строением артикуляционного (речевого) аппарата, развивать умение ощущать их положение, воспроизводить отдельные движения по инструкции;

- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

- развивать дифференцированные движения артикуляционного аппарата;

- развивать и тренировать слуховое внимание и фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа слогов, наблюдательность, логическое мышление.

Этапы Содержание Оборудование

1. Организационный момент

2. Развитие слухового внимания на неречевых звуках

3. Постановка целей занятия (объявление темы).

4. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Работа со схемой органов артикуляционного аппарата.

5. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р.

6. Наблюдение за артикуляцией гласных звуков. Выделение первого гласного из слов.

7. Анализ и синтез слогов типа ау, уа.

8. Подведение итогов

Занятия и оценка работы детей.

9. Домашнее задание. Приветствие. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие. А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

Человека окружает множество звуков. Предлагаю вам прислушаться к шуму улиц, школьного коридора и т. д. Попробуйте назвать источник звука.

Игра «Узнай по звукам». На столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа. Уточняю, что эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это – неречевые звуки.

Игра «Звукоподражания». Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана). Можно ли считать это речью? Нет. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

А теперь для сравнения произнесё м: а-а-а, у-у-у, ч-ч-ч, ш-ш-ш, р-р-р. Это речевые звуки. Речью владеет только человек. Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

А сейчас мы познакомимся, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов. Попробуйте сами назвать их.

Показывается схема артикуляционного аппарата и называются его части:

- органы дыхания (лёгкие, бронхи). Произносим звуки А, Ю Ж, С (тыльная сторона ладони к губам)

- голосовые складки. На пути движения к гортани выдыхаемая струя заставляет дрожать две натянутые струны – голосовые складки. Здесь рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.)

- ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень, твёрдое и мягкое нёбо, губы, зубы – верхние и нижние:

Прошу детей отыскать тот или иной орган, показать на себе.

Прикасаюсь шпателем к арт. органам, дети называют.

Показ на схеме артикуляции детьми.

Чтобы правильно, красиво произносить звук Р, нужно, чтобы нас хорошо слушался язык. Сейчас мы будем делать упражнения и посмотрим, у кого послушнее язык. Смотрите в зеркало и повторяйте за мной упражнения.

- улыбка, затем хоботок

- лопатка, затем иголочка

- загибать кончик языка на верхнюю губу, зубы. Боковые края не прикасаются к губам.

- дворники (по верхней губе, зубам)

- маляр

- чашечка, затем прижать к верхним зубам.

- качели

- Лошадка

- грибок

- задувание на широкий кончик языка (на ладони ватка)

- «сдуй облачко с горы» (сдуть ватку с носа)

Предлагаю вам внимательно посмотреть на мой рот и запомнить, как меняется положение губ при произнесении гласных звуков : а, о, у, ы, э, и (дети объясняют)

Поиграем в игру «Что я хочу произнести» (беззвучно) – а, о, ы, у, и, ау, ао, э, уа. Какие звуки я произносила? (гласные). Как они произносятся, почему так называются? (с голосом).

Запомните: Без гласных не бывает слов, слогов.

На наборном полотне картинки. В каждом слове-ответе выделяется первый звук.

• Какая домашняя птица умеет плавать? (утка)

• Кто охраняет мирный труд людей, защищает страну? (армия)

• Какие цветы цветут до поздней осени в саду? (астры)

• У какой рыбы колючие оранжевые плавники? (окунь)

• Какие насекомые кружатся над сладостями? (осы)

• Чем ловят рыбу? (удочкой)

• Какое дерево растёт у воды? Про неё говорят плакучая … (ива)

• Какую птицу мы не назвали? (иволга)

Отгадайте загадки, назовите первый звук :

• Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

• Пушистая вата плывёт куда-то. (облако)

• Плывёт по простыне пароход, то назад, то вперёд. (утюг)

Как кричат в лесу, когда заблудятся? (ау)

Какой первый звук в этом слове? (а) Запишите в тетрадь.

Какой второй звук в этом слове? (у) Запишите в тетрадь.

Прочтите, что получилось. (ау)

Как плачет ребёнок? (уа) (аналогично анализируется, записывается, читается)

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]»Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]» Цель: дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука. Обучающие: уточнить и закрепить правильное произношение.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Звуки [Р], [Р’]»
Опубликовано: 8 сентября 2023 в 20:14
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД