МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Любовь Ильина
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

учитель-логопед высшей квалификационной категории Сычёва А. В.

учитель-логопед первой квалификационной категории Ильина Л. С.

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По медицинским данным около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; а за годы школьного обучения в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

В настоящее время в системе образования стала актуальной проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Основная задача дошкольного образования заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школьной жизни, к успешному обучению. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений должен основываться на охране здоровья дошкольников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (Петров О. В.).

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения.

Вся коррекционно-развивающая работа с детьми строится в тесной взаимосвязи логопеда и воспитателей.

В целях соблюдения режима двигательной активности мы проводим динамические паузы после активной интеллектуальной нагрузки в течение дня. Нами создана картотека динамических пауз (физминутки, логоритмические упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом по каждой лексической или фонетической теме). Мы проводим физкультурные и музыкальные праздники и развлечения с речевой нагрузкой.

В целях развития эмоционального мира детей мы используем упражнения психогимнастики, которые направлены на социализацию эмоций, на переживания ребёнком чувства успеха, снятия комплексов и зажимов, связанных с дефектами речи, помогают детям находить приемлемые способы выражения эмоций, в том числе речевые выражения эмоционального состояния. Эти упражнения тоже собраны в картотеке по разным лексическим темам.

Используем мы и упражнения на релаксацию. Релаксация – специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения. Это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Упражнения на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Релаксационные упражнения можно использовать по ходу НОД, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Нами ежедневно проводятся пальчиковые игры, которые влияют не только на развитие речи. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. В нашей группе создана картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, получил широкое применение логопедический массаж. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием.

Сущность нервно-рефлекторного механизма заключается в том, что воздействию подвергаются многочисленные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т. д. поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.

Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на активизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др., а так же с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может дать начало новым рефлексам.

Механическое воздействие при массаже оказывает влияние на передвижение всех жидких сред организма (крови, лимфы и т. д.). механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных явлений.

Применение логопедического массажа как одной из здоровьесберегающих технологий позволяет дифференцированно подходить к коррекции речевого развития ребенка в зависимости от его неврологической симптоматики.

В течение дня воспитатели и учитель-логопед проводят артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, которые являются базой для формирования правильного звукопроизношения, плавности, интонированности голоса. Перед артикуляционной гимнастикой можно проводить самомассаж языка по схеме. Здесь нужно быть внимательным – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- укрепить мышечную систему и улучшить подвижность артикуляционных органов (языка, губ, щёк);

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Наиболее физиологичным является диафрагмальное дыхание, которому нужно обучать детей, так как ими преимущественно используется во время речи ключичное или верхнерёберное дыхание, сопровождающееся сильным подъёмом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры. Диафрагмальное дыхание используется в большинстве методов релаксации, к которым относятся биологическая обратная связь и йога. Кроме активизации парасимпатической нервной системы диафрагмальное дыхание позволяет вентилировать нижние доли лёгких, которые при грудном типе дыхания обычно наполняются воздухом недостаточно. При диафрагмальном дыхании происходит ещё и механический массаж органов брюшной полости. Диафрагма как мощный насос помогает «разгонять» кровь по всему организму, улучшая её микроциркуляцию. Нами создана картотека упражнений артикуляционной гимнастики, артикуляционных сказок, дыхательных упражнений, которые можно использовать при изучении разных лексических и фонетических тем.

«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Совместные пластичные, свободные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, стимулирует развитие координации движений и мелкой моторики (Ястребова А. В., Лазаренко О. И.).

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нём присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие. Чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.

Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи»Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи» Вот и закончилась 4-дневная стажировка по теме "Организация и содержание деятельности службы ранней помощи". Очень интересные лекции с практическими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 24 марта 2014 в 10:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД