Вера Карабчук
Занятие «Справедливость». Духовно-нравственное воспитание детей. Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с духовно - нравственным качеством – справедливость. Через притчу формировать осознание того, что каждый получает за свои мысли и дела то, чего заслужил.
Задачи:
- Развивать понятийное мышление, эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, речевую активность, воображение.
- Закреплять умение различать хорошие поступки от плохих, делать правильный выбор.
- Воспитывать коммуникативные навыки: доброжелательность, умение сотрудничать, уважать мнение и интересы других.
Публикация «Занятие „Справедливость“, Духовно-нравственное воспитание детей, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Оборудование: поющая чаша, вода в кувшине, стаканы, теневой театр. Фигурки к теневому театру: хозяин, кошка, собака, дом, будка. Круги из бумаги белый, черный. Магнитофон, фонограммы с релаксационной музыкой. Обручи и клубки пряжи по количеству детей. Мелкие предметы: камни, пуговицы, платки. Колокольчик, свеча, смайлики, 2 коробочки.
Предварительная работа: изготовление теневого театра, знакомство с поющей чащей».
План:
1. Игра «Подари улыбку»
2. Упражнение «Чаша души»
3. Упражнение «Противоположности»
4. Загадки
5. Притча «Справедливость»
6. Беседа
7. Игра ''Домик в обруче''
8. Рефлексия.
Ход:
1. Игра «Подари улыбку».
- Каждому человеку хочется, чтобы его любили, предлагаю встать в круг, похожий на доброе солнышко.
- Разотрем ладошки, возьмемся за руки, почувствуем тепло ладошек тех, кто рядом.
- По кругу, друг другу передадим мою дружелюбную улыбку, интересно, вернется ли она ко мне такой же. Для этого надо посмотреть в глаза соседу и улыбнуться ему, так как я улыбнулась, и так друг за другом по кругу улыбнуться каждому. Молодцы, добрая улыбка вернулась ко мне! Спасибо!
2. Упражнение «Чаша души» (на детских диванчиках)
- Дети вы знаете, что у человека есть тело и есть душа. Где находится душа? Покажите. Тело мы кормим едой, а чем надо наполнить душу, чтобы она была светлой и доброй? Ведь малыш, когда рождается, ничего не знает, у него пусто внутри, как в этой чаше. Представьте что эта чаша - душа. Давайте ее наполним хорошими делами и поступками. После каждого высказывания детей наполнять частями чашу водой. Обобщая понятиями: Любовь, доброта, забота, трудолюбие, милосердие, терпимость, понимание, прощение.
- Еще я хочу добавить в чашу справедливость.
(Предложить послушать с водой поющую чашу, разлить воду по стаканам, дать детям попить волшебную воду).
- Дети что вы почувствовали, когда выпили необычную водичку из поющей чаши?
3. Упражнение «Противоположности». ( Заранее разместить в противоположных сторонах зала круги: белый и черный).
- Сейчас отдохнем и проверим, как вы научились различать хорошие поступки от плохих.
- Дети если услышите о хорошем поступке, подойдите к белому кругу и наоборот, если о плохом поступке к черному.
- Полить растение
- Пожалеть плачущего
Оторвать у дерева ветку,
- Покормить живое существо
- Порадоваться успехам друга
-Обозвать человека,
- Сломать постройку,
- Уступить место,
- Помочь собрать игрушки,
- Простить обидчика, - Поделиться игрушкой,
- Ударить, обидчика,
- Угостить вкусненьким,
- Обмануть близкого человека,
- Разорвать рисунок,
- Забрать игрушку,
- Похвалить другого,
- Наябедничать,
- Обидеться, что не дали того, что хотел
- Поблагодарить за помощь
- Молодцы. Пройдите и сядьте на диванчики. Мало знать, нужно еще уметь делать правильный выбор.
4. Загадки:
Во дворе поставлен дом -
На цепи хозяин в нём.
(Собака)
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой. (Кошка)
- Дети мы на наших занятиях учимся различать плохие и хорошие поступки и делать правильный выбор. Послушайте притчу о кошке и собаке, она называется «Справедливость». Автор -Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи.
- Как вы думаете, что такое справедливость?
Справедливость - это когда каждый получает за свои мысли и дела то, что заслужил. (При рассказывании притчи использовать теневой театр).
5. Притча:
- Задумала кошка Мурка собаку Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в маленькой будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - то Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать:
- Мур, хозяин, Шарик совсем старый да ленивый стал, а еще добрый не в меру, из-за чего чужие люди через наш двор ходить стали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умный был хозяин. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в дом пустили - век доживать!
6. Беседа
- Как называется притча?
- Кто вам больше понравился в притче кошка или собака? Почему?
- Хозяин справедливо поступил с животными?
- Получила кошка то, чего хотела?
- Кошка стала лучше жить, когда ее желание исполнилось? (Ведь она стала хозяйкой собачей будки).
- Наверно не все желания приносят счастье и радость.
- Так же в жизни с людьми происходят неприятности, когда они думают только о себе и своей выгоде как кошка.
- Кто запомнил, что такое справедливость? (Справедливость - это когда каждый получает то, что заслужил за свои мысли и дела).
7. Игра ''Домик в обруче''
на середину зала положить большой обруч.
- Дети, возьмите по одному обручу, положите его там, где хотите на ковер. (Звучит фонограмма).
- Встаньте возле своего обруча, закройте глаза, обойдите аккуратно обруч. Откройте глаза, найдите середину обруча и сядьте. Закройте глаза и представьте, что это ваш домик.
- Сейчас каждый украсит свой домик? Возьмите на столе украшения: прозрачные разноцветные камушки, пуговицы, платочки, через 2 минуты посмотрим, как вы украсили свой домик. (Пока дети работают, педагог-психолог привязывает по клубку ниток к каждому обручу). После звонка детям предлагают проложить ''дорожку'' к большому обручу и вернуться домой.
- Давайте оформим большой домик. Каждый пусть в него положит что-нибудь из своего домика, а в середину поставим свечу, чтобы дом был теплым.
- Полюбуйтесь: у каждого есть свой домик и дороги ведут в большой дом, где каждый положил, что-то свое, значит, у нас есть большой общий дом, который нужно любить и беречь.
- В каком общем доме мы сейчас находимся? (Детский сад).
- А город Братск будет общим домом… страна Россия.
- Что нужно для того чтобы люди были радостными и счастливыми в общем доме?
- Жить в мире и согласии, не ссорится, уважать других, любить, прощать, помогать друг другу. Главное жить по справедливости по отношению к другим, чтобы не быть похожими на кошку из притчи.
(Педагогу взять свечу в руки, встать в центральный обруч).
- Дети встаньте вокруг большого обруча. Посмотрите на огонь, это частица солнца.
- Скажем слова:
Солнце, я тебя люблю,
Солнце, я тебя прошу:
Дай мне света и тепла,
Дай мне счастья и добра!
- А теперь уберем домики, положим на место предметы. Молодцы!
8. Рефлексия. Предложить выбрать смайлик. Положить в коробочку.
«Радостный» – понравилось занятие, «Грустный» – нет.
До свидания!
Интернет:
1. https://www.maam.ru/stati/konspekty-zanjatii-v-detskom-sadu/konspekty-zanjatii-po-psihokorekci-yemocirnalnoi-sfery.html
2. https://detochki-doma.ru/zagadki-pro-koshek-kotov-kotyat-i-prochih-usatyih/ © Деточки Дома