Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Свойства камней»

Татьяна Уразова
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Свойства камней»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада.

Тема: Свойства камней.

Цель: уметь определять и называть свойства камней.

Задачи: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Учить выдвигать гипотезы и делать выводы. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к изучению неживой природы.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников, Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Свойства камней“» размещена в разделах

Оборудование: коллекция камней, емкости для воды, стрелки-указатели, сачок, две палочки, ложка, тарелочки, салфетки, прозрачные вертикально удлиненные сосуды, спиртовка, ребус «камни». Сигнальные карточки на каждого ребенка, книжка-раскладушка, состоящая из трех цветов.

Словарная работа: петрография.

Подготовка к занятию :

На столах перед каждым ребенком кладется книжка-раскладушка, сигнальные карточки под номерами от одного до пяти.

На доске поместить ребус. От ребуса отходят три стрелки красного, синего и зеленого цветов.

На первом столе ставят два прозрачные вертикально удлиненные сосуда и лежат камни по количеству детей.

На втором столе разместить две емкости с горячей и холодной водой. В каждой емкости лежат камни, две палочки, ложку, салфетки

На третьем столе ставится спиртовка, металлический держатель и камень.

Ход занятия.

Дети входят в группу.

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами займемся очень интересным делом. Мы будем исследовать. А вот, что будем исследовать – узнаем, отгадав ребус».

Дети отгадывают ребус. Появляется слово «камни».

Воспитатель: «Правильно. Мы будем изучать свойства камней. Наука, изучающая камни, называется петрографией. Это слово образованно от двух слов. Петро – камень. И графия – писать. А мы с вами на время нашего занятия превратимся в ученых петрографов. Все, что узнаем, занесем с помощью сигнальных карточек в альбомы на своих столах».

Педагог объясняет, что каждая страница окрашена в определенный цвет. От ребуса отходят стрелки таких же цветов. Они покажут нам путь к столам для проведения опытов.

Первые страницы в альбомах синего цвета. Следуя направлению стрелки синего цвета дети попадают к столу с двумя сосудами. На столе лежат небольшие камешки по количеству детей. Каждый из детей берет в руки по камешку. Воспитатель предлагает, одним словом дать определение камню. Дети называют твердый, круглый, темный, светлый ит. д.

Воспитатель: «Давайте вспомним, какие это камни. (Дети, опираясь на знания, полученные ранее, отвечают – речные.) Правильно, речные. А почему они такие гладкие? (Ответы детей.)

Педагог обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах.

Воспитатель: «Ребята, я хочу вам предложить проверить, что произойдет с камнями, если мы их положим в воду. Вспомните, что произошло с бумагой, когда мы ее поместили в воду? (Ответы детей) Правильно, она впитала в себя воду. Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет».

Каждый малыш опускает свой камешек в один сосуд. Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения. Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».

После этого все возвращаются к своим столам и на синей странице прикрепляют ту сигнальную карточку, которая соответствует выводам, сделанным после опыта. Воспитатель спрашивает двух- трех детей, под каким номером они прикрепили карточку. (Номера карточек могут не соответствовать очередности опытов.)

Воспитатель: «Следующая страница у нас зеленого цвета. Давайте посмотрим, куда указывает зеленая стрелка».

Дети подходят к столу с емкостями с горячей и холодной водой. Пальчиками трогают воду и называют ее температуру (горячая, холодная). Педагог обращает внимание, что на дне каждой чашки лежат камни. Перед детьми ставится проблема, как достать камни. Можно предложить детям на выбор ложку (удобную, но с короткой ручкой, две палочки и сачок. Дети выбирают сачок. По очереди достают все камни из чашек и выкладывают. Холодные камни предлагается выложить на синюю тарелочку, а горячие - на красную.

Воспитатель: «Как вы думаете, почему одни камни холодные, а другие горячие?»

Дети делают вывод, что камни нагрелись от горячей воды и остыли от холодной.

Педагог ставит перед детьми вопрос: «Что будет с холодной водой, если в нее положить горячие камни?» Малыши выдвигают свои гипотезы.

Воспитатель: «Хорошо. Давайте проверим».

Горячие камни опускаются в холодную воду.

Вода нагревается и из холодной превращается в теплую воду.

Воспитатель: «Как вы думаете, что произошло? Почему вода стала теплой?»

После ответов, все возвращаются к своим альбомам и на зеленой странице крепят карточку, соответствующую сделанным выводам.

Воспитатель: «У нас осталась красная страница».

Отправившись по направлению красной стрелки, дети попадают к столу со спиртовкой. Педагог предлагает вспомнить, для чего использовали спиртовку на предыдущих занятиях. Дети говорят, что огонь помогает определить, горит данный предмет или нет. Перед проведением опыта, воспитатель напоминает о правилах безопасности при опытах с огнем.

Затем дети, отступив шаг от стола и убрав руки за спину (техника безопасности) наблюдают за действиями воспитателя. Воспитатель с помощью металлического держателя держит камень над огнем. Горелка тушится. Дети видят, что камень не горит.

Воспитатель: «Ну что, ребята, какой вывод можно сделать из опыта? Правильно, камни не горят. Давайте подойдем и заполним нашу последнюю страницу».

Дети выкладывают на красную страницу третью карточку. Педагог обращает внимание, что на столе остались еще две карточки и просит детей вспомнить, что же они обозначают. Дети отвечают, что карточка с изображением тарелки обозначает, что этот предмет используется при приготовлении пищи. А карточка с изображением пальто, что из этого предмета изготавливают одежду.

Воспитатель: «Правильно. Из камней не готовят еду и не шьют одежду. Поэтому эти карточки нам сегодня не нужны. Вот и заполнили мы наши альбомы. Кто расскажет по своему сделанному альбому мне про камни

Выслушиваются ответы трех четырех детей. Педагог хвалит всех за участие и просит выразить свое мнение.

Рефлексия.

Воспитатель: «Вам понравилось занятие? Я хочу, чтобы все выразили свое мнение. У каждого из вас лежит на столе камешек. Если вам интересно было на занятии, положите камешек на белую тарелочку на моем столе. Если не интересно, то камешек положите на черную тарелочку».

Дети прощаются с гостями.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Волшебные камушки» Занятие «Волшебные камушки» Программное содержание Дать представление о том, что камни используются в строительстве зданий, дорог, а также.

Исследовательско-творческий проект по экспериментированию в неживой природе «Каменная одежда Земли» Исследовательско – творческий проект «Экспериментирование в неживой природе. Каменная одежда Земли»Руководитель проекта: воспитатель Вронская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Свойства камней»
Опубликовано: 29 марта 2014 в 22:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД