МААМ-картинки

Эмпатическое понимание у детей раннего и дошкольного возраста

Ася Кузьмина
Эмпатическое понимание у детей раннего и дошкольного возраста

Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, чем больше у ребенка представлений о других людях. Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, походку собеседника.

Как развивается эмпатия в процессе взросления ребенка?

В период до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.

Публикация «Эмпатическое понимание у детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах

У маленьких детей (до 2—3 лет) эмпатия отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном «я». Эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно.

К 3 годам ребенок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я», а также наблюдается ситуативно-речевое подражание. Ребенок начинает оценивать собственные поступки так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребенок как бы использует социальные роли других, перенося свое «Я» на персонажи своего воображения.

В 5—7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются представления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться. По мере развития мышления и речи децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется «про себя», молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживаниями.

Предлагаю игры и упражнения на развитие эмпатии :

1. Прочитайте сказки и рассказы, обсудите характеры героев их поступки и мотивы поступков. Например:

§ «Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе они рассказали?»

§ «Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?».

Взрослый, используя известный ребенку литературный материал, вспоминая героев произведений, их переживания, может научить ребенка сопоставлять их чувства с личным опытом. В дальнейшем можно научить ребенка анализировать эмоциональное состояние другого человека, понимать его настроение, а также принимать его позицию.

2. Попросите ребенка составить рассказ от имени сказочного героя в определенной ситуации. Например, заяц зимой; карась в пруду в жаркий день. Можете задавать наводящие вопросы: «Что чувствует заяц? Ему нравиться скакать по снегу или по траве?»

3. Покажите детям замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? После ответов, обратите внимание детей на тот факт, что ответы у всех разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.

4. Предложите картинки с парными эмоциями. Например, картинки с нарисованными зайчиками (радостными и грустными). Попросите ребенка определить настроение зайчиков, объяснить, как он это определили (по выражению мордочки, позе и т. д.). Побеседуйте о том, что может сделать зайчика грустным, веселым. Объясните, что рассказать другим о чувствах можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации.

5. Упражнения на развитие способности детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов:

- улыбнуться, как веселый Буратино.

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

- рассердиться, как злой волк. - погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.

Или взрослый дает сигнал: «Радость –замри». Ребенок изображают радость на лице ( взрослому можно после выполнения задания прокомментировать тактильные ощущения: положение бровей, рта, глаз).

Усложнение упражнения:

Попросите ребенка:

нахмуриться

• как осенняя туча;

• как рассерженный человек;

• как злая волшебница;

улыбнуться

• как кот на солнце;

• как само солнце;

• как хитрая лиса;

• как радостный человек;

испугаться

• как ребенок, потерявшийся в лесу;

• как заяц, увидевший волка;

• как котенок, на которого лает собака;

устать

• как человек, поднявший большой груз;

• как муравей, притащивший большую муху;

отдохнуть

• как турист, снявший тяжелый рюкзак;

• как ребенок, который много потрудился, но помог маме.

Приложение к записи. Правила отражения чувств.

1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Сравним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние : «У меня такое ощущение, что вы чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены».

2. Понять чувства собеседника можно различными путями: по выражению лица, жестам, интонации собеседника и т. п. Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собеседнику в душу со своим «пониманием».

3. При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, применяя эмпатическое слушание.

• Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчеркивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклицаниями и т. п. Не пользуйтесь предвзятыми оценками, данными ребенку чужими людьми.

• Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое внимание на нем.

• Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время высказаться свободно.

• Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.

• Не давайте советов и оценок без его просьбы.

• Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении тональности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, наклонах головы и тела.

• Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.

Публикации по теме:

Адаптация раннего возраста Предлагаю вашему вниманию презентацию для воспитателей раннего возраста, а может пригодится и методистам, на тему "Адаптация раннего возраста".

Система планирования утренней гимнастики в первой младшей группе С раннего детства формируется физическое, психическое социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмпатическое понимание у детей раннего и дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 15:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД