Лучший педагог года

Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Елена Брежнева
Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики

у детей дошкольного возраста

Брежнева Е. А.

воспитатель высшей категории

МАДОУ «ДС № 476 г. Челябинска»

Калининский район

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различныеручные жесты - указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека важное значение, то обе эти функции получили свое развитие и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движением пальцев рук и области, "отвечающие" за движение органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) "тревожат" и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Публикация «Консультация „Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ребенок дошкольного возраста может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти ему в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного "хода" руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить- ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.

Анализ литературы позволил выявить нам, развитие мелкой моторики находится в тесной связи с речевым развитием

"Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческих мыслей".Это совершенно справедливо,ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Как писал физиолог И. И. Павлов:"Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Один из ведущих скандинавских исследователей письма Нильс Севик выделяет шесть групп факторов - умений и навыков, влияющих на успешность актов письма и навыков мелкой моторики.

1. Ловкость пальцев;

2. Выполнение прицельных движений;

3. Психомоторная устойчивость;

4. Зрительно - моторная координация;

5. Зрительное восприятие формы и изображений;

6. Интеллект.

В вопросах подготовки ребенка к школе вообще и к овладению письмом в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется не важным или не существенным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьезной проблемой.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Исходя из этого, была определена цель работы:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста, через различные виды деятельности (в частности через работу с бисером)

В своей работе поставлены следующие задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза. гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений мною было использованы разные методы и приемы работы:

1. Пальчиковый игротренинг :

-массаж кистей рук

-пальчиковая гимнастика, физкультминутки

-пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

-пальчиковый театр

-театр теней

2. Использование элементов ТРИЗ:

-лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

-нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

-конструирование : из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

-различные виды аппликаций

3. Развитие графической моторики :

-рисование по трафаретам

-штриховка

-дорисовка (по принципу симметрии)

-лабиринты

-графические диктанты

4. Дидактические игры:

-шнуровка М. Монтессори

-игры с мелкими предметами

-пазлы, мозаика

Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремесел. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Появившийся у девочек интерес к модным фенечкам и мое увлечение бисероплетением подтолкнули выбрать направление кружковой работы, такой вид рукоделия, как плетение из бисера.

По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку,нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. В работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движений кисти и пальцев, что стимулирует речевое развитие детей. Кроме того, занятия с бисером:

• способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;

• знакомят с особенностями художественного языка;

развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,

развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,

• способствуют обогащению словаря

Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи, а главное, поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, пасхальные яйца, украшенные бисером, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе, а на 8-е Марта подарить цветы из бисера маме.

Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды.

В группе выделили и оформили уголок “Мастерилка”, где расположили весь необходимый материал и инструменты:

• бисер,

• бусины, разнообразные по форме, цвету, материалу.

• стеклярус

• проволока медная гибкая (диаметр – 0,28 – 0,32 мм)

• гофрированная бумага и флористическая лента для декорирования стеблей.

• клей ПВА

• ножницы

• леска разной толщины

Совместно с родителями собрали мини-библиотечку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформили картотеку схем для детей и для педагогов.

Таким образом, чтобы результат был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

Консультация «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Отчет по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Речь – имеет в жизни огромное значение. За время работы в детском саду наблюдения показали, что у детей довольно часто встречается задержка.

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент.

План по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование.

Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» Актуальность Изучая данную тему по самообразованию очевидно, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации.

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Мамедова Е. В., заместитель заведующего по.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речевой функции детей Как приятно родителям, когда у их ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш, завязывают волшебные узелки и бантики, аккуратно рисуют,.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в норме и у старших дошкольников с ОНР III уровня Проблема развития моторики и связной речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики в связи с увеличением количества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 10:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД