Лучший педагог года

Конспект экспериментальной деятельности «Волшебный камень»

Валентина Крячкова
Конспект экспериментальной деятельности «Волшебный камень»

Волшебный камень

Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования

Тема: «Волшебный камень»

Образовательные задачи:

• формировать интерес к экспериментальной деятельности;

• познакомить со свойствами камней: твердый, прочный, тяжелый, бывает разного размера, формы, цвета;

• расширять представления о камнях;

• развивать речь, логическое мышление, произвольную память;

• развивать мелкую мускулатуру кистей рук;

• развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Волшебный камень“» размещена в разделах

• воспитывать интерес к познанию окружающего мира; наблюдательность, любознательность;

• воспитывать коммуникативные умения, желание оказывать помощь другим;

Предварительная работа:

• сбор камней для экспериментирования во время прогулки;

• игры с природным материалом на прогулке;

• создание мини – коллекции камней.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал:

камни различного цвета, формы и размера,

• мини – коллекция «Камни»

Оборудование:

• емкость для воды, ларец;

• салфетка, или бумажные полотенца.

Логическая основа образовательной ситуации

Образовательная цель - формировать представление о свойствах камня

Новое знание - у камней много секретов (свойств, они твердые, прочные, тяжелые, разного размера, формы, цвета.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать- актуализировать знания детей о природе, о том, что она бывает живая и неживая.

Причина затруднения - не знаем,, какие секреты в себе хранят камни.

Цель деятельности детей по преодолению затруднения - узнать секреты (свойства) камней

Ход методической ситуации:

I. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию

Воспитатель:

- Кто меня видит – топните ножкой, кто меня слышит – хлопни в ладошки!

- Вот это да! Как много у нас ребят! А эти ребята любят играть?

- А на вопросы отвечать?

- Посмотрите, что это? К нам в группу прилетел воздушный шарик и принес письмо. Как вы думаете от кого?

Выслушиваются все предположения детей.

- Как проверить, действительно ли оно предназначено нам?

Выслушиваются ответы детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что нужно прочитать адрес.

- Да, письмо действительно прислали нам! Прочитаем? Хотите?

«Дорогие друзья! Я знаю, что вы много знаете о природе. Вот я и решил попросить вас о помощи, узнать все секреты предмета, который находится в посылке.

Каждый живущий в мире предмет

Хранит в себе тайну, имеет секрет

В каменный мир приглашаю войти

Дорогу к разгадкам секретов найти.

Если разгадаете все секреты, то эти предметы останутся вам в подарок и пополнят вашу коллекцию. Ларец найдете в группе там, где находятся объекты живой природы. Желаю вам удачи. С уважением Гном Гномыч - хранитель подземных сокровищ ”.

- Хотите разгадать секреты предмета, который находится в ларце?

- Сможете?

II. Актуализация знаний

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о природе – живой и неживой.

- Скажите мне, знаете ли вы, что нас окружает? (Нас окружают предметы). - А если мы находимся в лесу? На лугу? В горах? (Природа).

- Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая) .

- Давайте с вами поиграем.

Игра «Живое не живое»

- Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.

3. Затруднения в ситуации

Дидактические задачи:

- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;

- тренировать мыслительные операции, развивать речь

- Молодцы! А теперь предлагаю найти посылку Гнома Гномыча. Кто помнит, где она находится?

Выслушиваются предположения детей, дети называют объекты живой природы, которые находятся в группе (это уголок природы). Там находят посылку.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает открыть посылку. Замечает записку «Посылку можно будет открыть, если отгадаете загадку. Ваш Гном Гномыч».

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужный лежит.

Он может быть мелкий, в ладошке лежать

Тяжелый, большой, одному не поднять. (камень)

- Отгадали, молодцы! Давайте посмотрим, что же находится в ларце, и проверим, правильно отгадали загадку или нет?

В ларце лежат речные и морские камни.

- Гном Гномыч попросил вас узнать и рассказать секреты камней.

- Хотите выполнить задание Гнома Гномыча?

- Сможете?

- Подумайте и расскажите нам секреты камней.

Дети затрудняются.

Фиксация затруднения

Смогли мы рассказать о секретах камней?

Причина затруднения

Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как узнать о секретах камней)

Цель деятельности по преодолению затруднения

- Значит, что нам надо узнать? (Узнать секреты (свойства) камней).

Как это можно сделать? (дети предлагают разные варианты, спросить у того кто знает, посмотреть в книге)

IV. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает» -

уточняет, что можно отправиться в лабораторию и проконсультироваться у специалиста. Надевает белый халат и представляется лаборантом, говорит о том, что исследует секреты камней и предлагает стать его помощниками и приглашает занять рабочие места.

- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы.

(Слайд 1- картинка горы)

Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений.

(Слайд 2- картинка с растениями в горных выступах)

А самые высокие горы покрыты снегами.

(Слайд 3- картинка горы, покрытой снегом,

Но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду.

(Слайд 4- картинка камнепада).

Поэтому камни можно встретить везде.

Предлагаю поиграть.

Физкультурная минутка

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

-А теперь будем все вместе открывать секреты камней

Опыт 1. Определение температуры камня

Приложите его к щёчке.

Какой он теплый или холодный? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?

Вывод: Камни бывают холодные, но если их нагреть, то становятся ткеплыми.

Опыт 2. Определение жесткости камни

- А теперь возьмите в левую руку камешек, а в правую пластилин и сожмите.

- Что произошло с камешком, а что с пластилином? Почему?

Вывод: Камни твердые, твёрже пластилина.

Опыт 3. Определение веса камня

- У меня камешки разные большие и маленькие. Какие из них легче, а какие тяжелей? Как вы думаете?

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камешек

- При помощи чего, можно определить вес камня?

Вывод: камни бывают разные - тяжёлые и лёгкие, их вес можно определить с помощью весов.)

Опыт 4. Определение величины камня

- Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень.

(Дети показывают камни)

Вывод: камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт 4 Определение характера поверхности

- Погладьте камни. Что можно про них сказать? Какие они на ощупь? Мы определили, что камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень, а теперь шершавый.

Вывод: камни бывают гладкие и шершавые

Опыт 5. Плавучесть

- Что будет если камешек положить в воду?

Дети формируют свою гипотезу.

- Давайте проверим. Положите камешки в воду, что произошло?

Вывод: камни тонут, потому что тяжелые.

Опыт 6. Цвет

- Ребята, достаньте из воды камешек. Изменился ли цвет? (Ответы детей)

Вывод: Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт 7. Звук

- Стукнем камнями друг об друга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук.

Вывод: камни создают звук, если ими постучать.

- Славно мы с вами потрудились, узнали много секретов о камнях. А теперь я хочу предложить вам поговорить с камешками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Камешки умеют хранить секреты. Скажите камешку тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.

V. Включение нового знания в систему знаний и умений

Дидактическая игра «Волшебный ларец»

Дидактические задачи: закрепить умение определять свойства камней (твердый, гладкий, шершавый, легкий, тяжелый, маленький, большой, круглый), активизировать словарь детей

- В ларце, который прислал Гном Гномыч, осталось много камней.

Аня достань из ларца гладкий камень.

Саша – шершавый камень.

Катя - легкий камень.

Кристина - тяжелый камень.

Ваня - маленький камень.

Глеб - большой камень.

Лера – круглый

Дидактическая игра «Ящик ощущений»

Дидактические задачи:

- закреплять умение находить на ощупь камень, называть его свойства;

- развивать внимание, сенсорные ощущения

В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Воспитатель задает играющему вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

VI. Осмысление

Воспитатель собирает детей около себя.

- Что мы сегодня делали? Кому помогали? (выполняли задания Гнома Гномыча – хранителя подземных сокровищ, работали в лаборатории, раскрывали секреты камней.)

- Понравилось вам разгадывать секреты камней?

- Значит, будем продолжать, знакомится с камнями и их секретами.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Магнит — волшебный камень» Конспект итоговой непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Магнит-волшебный.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Небольшой наш город Камень, а дороже нет» Тема:«Небольшой наш город Камень, а дороже нет».Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, как средство формирования.

Конспект НОД «Волшебный камень» с использованием ИКТ в подготовительной группеКонспект НОД «Волшебный камень» с использованием ИКТ в подготовительной группе Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный камень» с использованием ИКТ (подготовительная группа) Цель: развитие.

Конспект занятия по краеведению «Шаман-камень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45» муниципального образования города.

НОД с экспериментированием «Удивительный камень» (с детьми 5–6 лет) Цель: познакомить детей со свойствами каменного угля. Задачи: - учить детей приобретать знания посредством проведения практических опытов,.

НОД «Волшебный лес» Ход занятия Восп: Ребята,вы знаете много сказок,любите их слушать,рисовать,читаете их сами,дома и в группе вам рассказывают их. А какие.

Осенний праздник для детей подготовительной группы «Путевой камень»Осенний праздник для детей подготовительной группы «Путевой камень» Зал оформлен под осенний лес. В зал заходит ведущий. Ведущий: Быстро короткое лето промчалось, Вот и осень показалась. Все деревья, кроме.

Открытый урок чтения и развития речи в 3 классе школы VIII вида по теме «Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речи в 3 «Б» классе Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька.

Познавательная программа по ознакомлению с творчеством П. П. Бажова «Солнечный камень Бажова» (подготовительная группа) Современные дети так мало знают о своем крае. Сегодня во многих семьях почти не читают сказов П. П. Бажова. в связи с этим возникает необходимость.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зачем человеку камень» Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, вовлечь детей в исследовательскую деятельность. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности «Волшебный камень»
Опубликовано: 6 февраля 2016 в 00:55
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД