Получи документы

Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки — куклы-пеленашки»

Галина Альбрехт
Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки — куклы-пеленашки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»г. Сыктывкара

Творческо - информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки-куклы – пеленашки» .

Составитель : воспитатель

Альбрехт Г. И.

Сыктывкар 2022

1. Паспорт проекта 2

2. Введение 3

3. Актуальность проекта 4

4. Цель и задачи проекта 5

5. Этапы проекта 6

6. Ожидаемый результат 7

7. Список литературы 8

8. Приложения 1 Консультации для родителей

Публикация «Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) „Милашки — куклы-пеленашки“» размещена в разделах

1.«Роль народной тряпичной куклы в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

2. Консультация для родителей «История возникновения русской тряпичной куклы».

3. Консультация для родителей. Народная тряпичная кукла – как

традиционный элемент воспитания детей 9-15

9. Приложение 2 Стихи о куколке 15-17

10. Приложение 3 Колыбельные песенки 17-18

11. Приложение 4 Хороводные игры 18-19

12. Приложение 5 Потешки детям 19-21

13. Приложение 6 Считалки для малышей 21

14 Приложение 7 Пословицы, поговорки, цитаты, стихи о куклах 22-23

15 Приложение8. Беседы

«Что за куколка такая?» 23-24

16 Приложение 9.

1. НОД «Милашки-куклы пеленашки»

2. НОД «Обереговая и обрядовая народная кукла»

3. НОД «Колыбельная»

4. НОД «Какие бывают куклы» 24-25

17. Приложение10. Беседы 25

18.

Фотоотчет 25-27

Творческо - информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки-куклы – пеленашки» .

Вид проекта : творческо-информационный

Сроки реализации проекта : среднесрочный

Участники проекта :

- дети первой младшей группы (от года до 3 лет) -педагоги;

-родители (законные представители) воспитанников

Количество детей;21 воспитанник

Воспитание, лишенное народных корней,-

бессильно. Воспитание, созданное самим

народом и основанное на народных

началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах.

К. Д. Ушинский

Актуальность проекта.

Мы с вами живём в удивительное время, когда происходит много

разных открытий, нововведений, инноваций. Наша жизнь не стоит на месте,

она движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети

меняются, природа переживает включение людей, их техногенный процесс.

Но как и много лет назад, так и сейчас каждый ребенок появляется на свет,

растет, познает окружающий и предметный мир через игру.

Современный мир переполнен информацией. Дети, окунувшись в

него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим

сказкам, традициям, игрушкам, им на смену приходят мультфильмы и

компьютерные игры Запада. В каждой семье есть игрушки, много игрушек.

Порой они не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним

у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. Родители чаще

проговаривают о том, что им легче выбросить и купить новую, современную,

чем привести в порядок игрушку вместе с ребенком.

Сменяющееся поколение все реже проявляет интерес к своей русской

истории, не прививая этот интерес своим детям. Поэтому педагоги нашего

ДОУ ставят перед собой цель – формирование бережного отношения и

любви к своей истории и традициям.

Одним из направлений работы педагогов нашего дошкольного

учреждения является социально - нравственное развитие детей дошкольного

возраста, предполагающее привитие детям интереса и любви к своему

народу. Педагоги понимают, что детям дошкольного возраста важно и

необходимо передавать опыт предков по возращению традиций и обычаев

русского народа; по становлению гордости за свою необъятную Родину.

В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры

личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится

и чувство патриотизма. Именно в этот период важно воспитывать в ребенке

уважение к традициям и обычаям своего русского народа, старшему

поколению, любовь к родному языку и природе.

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции,

культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость

за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и

нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и

жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной

куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться,

фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к

народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна

ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа.

Кукла не рождается

сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети.

Через

кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

К. Д. Ушинский писал, дети должны, начиная с раннего возраста, усваивать элементы

Народной культуры, владевать родным языком, знакомиться с произведениями народного творчества и постоянно играть.

Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей огромное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти..

В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».

Действительно в жизни ребенка игрушка имеет большое значение.

Дети дошкольного возраста вместе с куклой создают свой воображаемый мир

или знакомятся с действительностью, создают совместную с педагогом,

сверстниками проблемную ситуацию или посредством действий, обыгрывания, знакомятся с поступками, как положительными, так и отрицательными.

Проблематика

У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной

тряпичной кукле. Причины: незнание истории возникновения народной

куклы. Отсутствие в группах развивающей среды для ознакомления,

изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.

Задача взрослых - не забывать историю своего народа, воспитывать

интерес у детей к народной культуре (обычаи, традиции, игры, праздники,

народные игрушки, желание узнавать новые факты из жизни нашего народа,

прививать любовь к своему народу.

На вопрос воспитателя детям: «Каких вы знаете кукол своих

предков?» проявилось молчание. При показе иллюстраций, на которых

изображены тряпичные куклы, воспитатель увидел интерес и желание детей

узнать больше информации о куклах.

Мы, воспитатели самостоятельно принялись рассматривать журналы,

книги, пособия с описанием народных тряпичных кукол, их историю

возникновения, традиции, обряды предков. Для детей подготовительных к

школе групп создавалась благоприятная обстановка для воспитания и

изучения народной культуры: народный костюм, традиции, быт прошлого.

Прослеживался интерес со стороны родителей к формированию у детей

заинтересованности к культуре прошлого времени.

Современные дети часто не представляют, да и не имеют желания

узнать «почему так было?», откуда в магазине хлеб, посуда, игрушки? Что

такое самовар или лапоть, о которых читают в сказке. Отсюда, часто

пренебрежительное отношение к вещам и игрушкам. Нет понимания, что

человечество «училось» постепенно, накапливая опыт и передавая его из

поколения в поколение, что затрачено много сил на производство. Что сейчас

быстро и удобно, не всегда было таким. Сейчас, по истечении многих лет, мы

видим, как поменялись предметы быта, изменилась одежда, обувь и игрушки

современных детей, в зависимости от них, игры детей. Воспитатели

столкнулись с проблемой: иллюстрации с различными тряпичными куклами

вызвал интерес у детей, но он не развился. Решение – необходимость в

показе детям настоящей тряпичной куклы, наглядность, то есть дать

возможность ребенку куклу взять в руки, рассмотреть, полюбоваться. У

воспитателей появилась идея проекта, в результате которого дети получат

все ответы на их вопросы по теме «Куклы наших предков».

Концептуализация

Оригинальность нашей работы обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

- Создание условий для возникновения мини-музея «Народная тряпичная кукла», альбом «Кукла наших предков»

- Интеграция образовательных областей: ОО «Развитие речи», ОО

«Художественно-эстетическое развитие», ОО «Познавательное развитие»,

ОО «Физическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция осуществляется только в процессе игры.

- Привлечение родителей в процесс ознакомления детей с культурой

нашего народа, информацией о тряпичных куклах.

Перспектива дальнейшей деятельности

Комплексно - тематическое планирование по теме.

Взаимодействие с родителями детей.

Анализ результатов проектной деятельности и обобщение опыта

коллективу ДОУ.

Цель: формирование интереса детей в младшей группе к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы.

Задачи:

- Обогащать знания воспитанников об истории возникновения, о

разнообразии и назначении традиционной русской куклы и обучать детей

технике изготовления различных видов кукол.

- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую

активность и мышление, чувство пропорции, ощущение композиции.

- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность и способствовать

активизации интереса родителей к вопросам нравственно - патриотического

воспитания

Планируемый результат

Повышение интереса к русской народной кукле.

Повышение познавательной активности детей.

Активизация словарного запаса детей.

Усиление ресурсного обеспечения группы.

Альбом «Кукла нашего народа».

Изготовление кукол для мини-музея.

Презентация.

Этапы работы :

Подготовительный этап (разработка проекта)

1 Постановка цели, задач.

2 Изучение методической литературы

3 Выявление знаний детей и их родителей о тряпичной кукле.

Сбор информации и материалов для реализации работы и создания

пространственной предметно-развивающей среды: подбор художественной

литературы, иллюстраций, кукол в русской народной аудиоматериалов (русская народная музыка).

Создание картотек тканей и ниток, загадок, пословиц и поговорок,

фольклора (песни, колыбельные напевы, припевки, заклички, потешки,

прибаутки).

Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, презентации.

Основной этап (внедрение работы)

1 Составление консультации для родителей «Народная тряпичная кукла –

как традиционный элемент воспитания детей», рекомендаций.

2 Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла», альбома «Кукла

нашего народа».

3 Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.

4 Творческие задания для родителей.

5 Беседы, наблюдения, деятельность с детьми

(игровая, продуктивная, музыкально-театрализованная, двигательная, чтение).

Оформление центра творчества для свободной самостоятельной

Деятельности (каждый ребенок может найти любые материалы

творчества).

Заключительный этап

1Итоговое мероприятие «Тряпичная кукла своими руками» для детей и

родителей с последующей организацией чаепития.

2Выставка «Куклы наших предков»

3Презентация «Народная тряпичная кукла».

Участники : дети, родители, воспитатели младшей группы.

5. Комплексно – тематическое планирование

Для выстраивания целостного педагогического процесса, на первом

этапе изучив методическую литературу по данной проблеме, составлен план

работы с детьми, разработала цикл тематической деятельности.

Для последовательной реализации педагогических задач целесообразно использовать следующие методы:

Обследования.

Наглядный.

Словесный.

•Практический.

Сотворчество.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Изучение методической литературы

Октябрь

Изучение истории возникновения народной куклы.

Чтение

художественной

литературы.

Народная сказка

«Василиса Прекрасная» и «Матушкина кукла».

Стихи о куклах

авторов: Г. Заславская, Л. Рубальская,

В. Берестов. Потешки, поговорки, загадки.

Ноябрь

Характеристика и изготовление обрядовых кукол. (Пасхальная

голубка, Пеленашка).

Декабрь

Характеристика и изготовление обереговых кукол.

(Рождественский ангел, Кукла Добрых вестей, Зернушка).

Январь

Характеристика и изготовление игровых кукол. (Столбушка,

Узелковая кукла.)

Февраль

Самостоятельная деятельность детей, изготовление народной

куклы по желанию детей.

Март

Формирование мини – музея «Народная тряпичная кукла».

Апрель

Выставочная деятельность (подведение итогов).

7 Заключение

Академик Д. С. Лихачёв, считал, что: «Мы не должны забывать о

своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,

живописи….

Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Целенаправленная работа по ознакомлению детей подготовительной к

школе группе с историей народной тряпичной куклы, в тесном единстве детей, воспитателя и родителей, позволит педагогам заинтересовать детей, привить у них интерес к сохранению народных традиций.

Дети не только узнали возникновения куклы, но и научатся её изготовлять, соотносить по виду (игровая, кукла-оберег, обрядовая) самостоятельно организовывать ролевые

игры с использованием сюжета старины и народных кукол.

Используя в активной речи русский фольклор.

Кукла – одна из интереснейших страниц истории культуры. Человек

соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить.

Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который

фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их

движение и развитие.

Методическая литература

1 Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000

2 Куклы наших предков. Сиджах Г. // Дошкольное воспитание. 2015

№12. С. 35 – 41

3 Мулько И. Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре:

Методическое пособие для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2004

4 Народная кукла как средство приобщения к родной культуре. Аскарова

А. // Дошкольное воспитание. 2011 №7. С. 117 – 125

5 Федеральные государственные образовательные стандарты

дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013).

6 Шайдурова Н. В., Традиционная тряпичная кукла : Учебно-

методическое пособие. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –

ПРЕСС», 2011

Электронные (интернет) ресурсы

7 Тряпичные куклы : www.rukukla.ru

8 Тряпичные куклы : www.krupenichka.ru

9 Народная кукла :www.vedjena.gallery.ru.

10. Русские обрядовые куклы :www.club.osinka.ru.

11 Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

12 Славянские куклы : www.liveinternet.ru

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте» Первые три года жизни ребёнка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь,.

Мастер-класс «Изготовление куклы-пеленашки» для детей от 1,5 до 2 летМастер-класс «Изготовление куклы-пеленашки» для детей от 1,5 до 2 лет Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте»Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте» Период раннего детства, очень благоприятный момент для развития, формирования личности и воспитания в целом. Психика у детей в этом возрасте.

Познавательно-исследовательский проект «Изучаем времена года в гостях у трех поросят» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Ранее я знакомила вас с нашим обучающим пособием "Огород - круглый год", где главными персонажами.

Творческо-информационный проект для детей подготовительной группы «Сказка «Волк и семеро козлят на новый лад»Творческо-информационный проект для детей подготовительной группы «Сказка «Волк и семеро козлят на новый лад» Фотоотчет по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе воспитателя Детковской Е. Ю. и музыкального руководителя Васяниной.

Воспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрастеВоспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрасте Игры с сенсорной коробкой одни из самых любимых у детей дошкольного возраста. Их любят и мальчики и девочки. А в младшем возрасте играть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки — куклы-пеленашки»
Опубликовано: 28 мая 2022 в 10:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД