МААМ-картинки

Связная речь: приемы и методы развития (из опыта работы в группе ТНР)

Людмила Семенчина
Связная речь: приемы и методы развития (из опыта работы в группе ТНР)

Связная речь : приемы и методы развития

(из опыта работы в группе ТНР)

Воспитатель группы ТНР

Семенчина Л. В.

Детский сад №137

г. Краснодар

Связная речь у детей старшего и подготовительного возраста, является показателем нормы речевого развития, особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи. Связное высказывание характеризует уровень развития ребенка - умственного, эмоционального, речевого.

Публикация «Связная речь: приемы и методы развития (из опыта работы в группе ТНР)» размещена в разделах

Каждый ребёнок в идеале должен содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Его речь должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей. В связной речи ребенка отражается логика мышления, его умение осмысливать воспринимаемое и умение выразить свое воспрятие в правильной, четкой, логической речи.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все это залог успеха обучения в школе, особенно это проявляется на занятиях по устным предметам, на экзамене по говорению (устный русский)

Кроме того связная печь ребенка помогает ему быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах, повышает самооценку, делает успешным.

Формирование связной речи у детей с ТНР осуществляется в процессе практической деятельности, при проведении различных игр на коррекционных занятиях с логопедом, в режимных моментах, на прогулке, при наблюдениях, в свободной деятельности, в играх-драматизациях. Связная речь предполагает развитие и монологической и диалогической речи.

Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной. Однако опыт показывает, что одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком родителями.

Последовательность работы над связной речью осуществляется через следующие методы :

- воспитание понимания связной речи;

- воспитание диалогической связной речи;

- воспитание монологической связной речи :

-- работа над пересказом;

-- работа над составлением рассказа-описания;

-- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

-- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

-- работа над самостоятельным рассказом.

В работе по формированию связной речи использую следующие приё мы:.

- беседа с ребенком, с использованием красочных картинок, эмоционально, с выразительной интонацией, мимикой, жестами.

- чтение книг (рассказы, сказки, стихи, можно задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т. д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

- беседа на различные темы: о книгах, фильмах, экскурсиях. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В ходе беседы вопросы взрослого должны усложняться, требуя усложненные ответы ребенка. Начинать необходимо с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью перехода к монологической речи.

- составление описательного рассказа о предмете. При этом ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», учится описывать признаки предметов, расширяется словарный запас. Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т. д.

- составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок. Начинать надо с нескольких картинок, постепенно добавляя количество. Описание каждой картинки должно становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок

- составление рассказа по одной сюжетной картинке. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина была красочной, интересной и привлекательной для ребёнка, сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста, на картине должно быть небольшое число действующих лиц,она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию. Можно предложить ребенку придумать название картины.

- пересказ. В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, расширяется круг его представлений об окружающем мире, совершенствуется его монологическая речь. При работе над пересказом текста вначале нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа, нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а затем пересказать близко к оригиналу.

- самостоятельное составление рассказа. Начать самостоятельное рассказывание можно и нужно с рассказов о личном опыте ребёнка. Такой рассказ требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Это активизирует словарный запас ребёнка, создает у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

• рассказ о дне, проведенном в детском саду;

• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т. д.);

рассказ о прошедшем дне рождения самого ребенка,

близкого человека, друга;

• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.

В работе с детьми с ТНР использую подборку игр и упражнений на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Игр подобного плана очень много, можно придумать самим, предложить придумать ребенку, воспользоваться интернет-ресурсами.

Игра «Закончи предложение» с предметными картинками.

Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.

Например, «Девочка собирает (ягоды)»; «Мальчик играет (с мячом)»; «Собака лежит (на солнце)»; «Бабушка испекла (пирог)».

Упражнение «Составь рассказ по картинке»

Взрослый предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку и придумать по ней рассказ. На начальном этапе можно задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Затем ребёнок сам без помощи взрослого составляет рассказ по картинке.

Игра «Назови профессию»

Ребенок рассматривает картинку и составляет предложение об обязанностях человека данной профессии. Например: «Врач лечит людей». «Повар варит». «Шофер водит машину». «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».

Игра «Моя семья»

Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок отвечает полным предложением. Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».

Игра «Где спрятан предмет?»

Взрослый прячет любой предмет где-либо в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как его найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между кубиком и машинкой. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанную игрушку и ответить полным предложением, где находился предмет: «кукла была на полке между кубиком и машинкой.

Упражнение «Маленькое нужное слово»

Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи книгу (на) стол. Тетрадь лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.

Упражнение «Составь рассказ по серии картинок»

Взрослый предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки, разложить их правильно по порядку и придумать по ним рассказ. В самом начале взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу.

Помимо различных игр и упражнений можно задействовать такой вид деятельности с ребенком как проектная деятельность. Этот вид деятельности с недавнего времени внедрен в дошкольную педагогику. Он дает право выбора наиболее эффективного средства обучения и воспитания, поэтапного достижения поставленных целей. Можно предложить следующие виды проектов в работе над развитием связной речи, они взаимодополняемы и последовательны. К примеру:

- “Развитие речи у детей с ТНР, через обучение составлению описательных рассказов и загадок”

- “Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с творчеством писателей и поэтов”

- “Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с творчеством писателей и поэтов”

- “Использование художественной литературы, как средство развития связной речи у детей с ТНР”

Итак, подводя итог, можно сказать что используя различные методы и приемы в своей работе на группе с ТНР, можно оказать детям существенную помощь в овладении связной речи, научить их свободно, легко и непринужденно общаться не только со сверстниками, но и достичь определенных высот в дальнейшем обучении в школе.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Связная речь: приемы и методы развития (из опыта работы в группе ТНР)
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 12:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД