Лучший педагог года

Опыт работы по развитию детей с задатками музыкальной одаренности

Елена Федорова
Опыт работы по развитию детей с задатками музыкальной одаренности

Опыт работы по развитию детей с задатками музыкальной одаренности.

Дошкольный возраст - это время, которое предоставляет ребенку огромные возможности для развития способностей и талантов, в том числе и музыкальных. Своевременное выявление детей с предпосылками одаренности и организация индивидуального образовательного маршрута развития обеспечит реализацию творческого потенциала и позволит им проявить свои дарования в жизни.

Публикация «Опыт работы по развитию детей с задатками музыкальной одаренности» размещена в разделах

Как мы знаем, способности формируются в деятельности.

Детям, которые обладают индивидуально-психологическими особенностями, обеспечивающими широкие возможности для музыкального развития, требуется более насыщенное и разнообразное содержание музыкального воспитания и образования, чем их сверстникам. Поэтому дополнительные, занятия любимой деятельностью приносят им большую радость и удовлетворение. И наша задача создать максимально благоприятные условия для эффективного развития их музыкальных способностей

Опыт работы с воспитанницей нашего ДОУ, у которой были отмечены задатки музыкальной и психомоторной одаренности, показал, что создание условий обеспечивающих сохранение и дальнейшее развитие способностей, которые построены с опорой на собственную активность ребенка и объединяют усилия воспитателей, специалистов и родителей превзошел ожидаемые результаты.

Наблюдения показали выраженное стремление девочки к музыкальной деятельности : желание петь, танцевать, выступать на сцене. После проведения педагогической и специальной диагностики и определения «проблемных» и «успешных» зон развития выяснилось, что у ребенка высоко развиты : чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память. Учитывая предпочтения воспитанницы индивидуальная образовательная траектория строилась с уклоном на танцевальную деятельность. Для повышения уровня индивидуальных достижений в хореографии помимо музыкально-ртимических движений необходимо было развивать музыкально-сенсорные способности, творческую активность, используя наглядный прием изображения, игровую ситуацию.

В работе с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности, можно использовать следующие средства и способы:

- индивидуальные занятия;

- качественный показ на музыкальных занятиях;

- сольные и групповые выступления на праздниках;

- участие в праздниках других групп, так как работа по развитию музыкальных и хореографических способностей предполагает развитие публичности ребенка, то есть умения выступать на публике.

На развитие музыкального мышления и воображения оказывает положительное влияние любая художественная деятельность. С этой целью ребенку и родителям предлагаются задания под названием «Музыка звучит в рисунках» : изображение музыки мажорного и минорного лада, рисунки на заданную музыкой тему.

Для развития музыкально-ритмических движений необходимо использовать индивидуальные и подгрупповые занятия, которые включают в себя творческие задания :

- музыкально-пластические этюды на развитие танцевального творчества;

- танцевальные импровизации на заданную тему (движения с листочками, снежинками, шарфом, движения с лентой);

- занятия с использованием элементов горизонтального пластического балета, предполагающего регулярное постижение мира музыки и красоты движений;

- музыкально-ритмические композиции с предметами и без, под веселую и грустную музыку.

Наряду с индивидуальными занятиями можно использовать такой прием, как качественный показ на занятиях программных танцевальных движений.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, изучив программы по музыкальному развитию «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Камертон» Э. П. Костиной, и т. д., интернет-ресурсы, предлагаю материал, для использования в работе с детьми, имеющими задатки музыкальной одаренности.

Материал для развития музыкальных способностей.

Цвет - настроение.

Цель: различать контрастный характер музыки, выражать его через цвет.

Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке

Синий – спокойное, уверенное

Зелёный – гордое, торжественное, сила

Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное

Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное

Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное

Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное

Белый – надежда, вера.

Ход игры. Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты, дети поочерёдно определяют настроение в музыке.

Какую линию выбрать?

Игровой материал: Фломастеры, бумага.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку под звучание музыкального произведения начертить линии:

- плавные, волнообразные под медленную и спокойную;

- прямые, изогнутые - под решительную;

- прерывистые – под лёгкую, отрывистую музыку.

Линии могут быть такого цвета, который по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого фрагмента.

Символы о музыке.

Цель: развивать ассоциативное и образное внимание детей

Материал: карточки с графическим изображением: снежинки, волны, солнышка, пёрышка, сияющей звезды, облака с капельками, просто облака, огня, колючего кактуса, нежного цветка, летящих птиц и т. д.

Ход игры. Музыкальный руководитель исполняет контрастные пьесы (по жанру, характеру, динамике, темпу и т. д.) Дети находят аналоги музыки в символах. Например: для лёгкой музыки - перышко, облачко, снежинка.

Укрась музыку.

Цель: развитие умения детей различать характер музыкальных произведений и соотносить их с тембровой окраской.

Игровой материал: записи с инструментальной музыкой знакомой детям, музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас).

Ход игры. Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

«Сломанный телевизор»

Цель: развитие внутреннего слуха и навыков точного и свободного владения интонацией.

Ход игры. Дети поют знакомую песню. По знаку музыкального руководителя замолкают, продолжая петь про себя, стараясь не потерять нить движения мелодии ( телевизор сломался: изображение осталось, звук пропал). В момент включения звука (также по сигналу музыкального руководителя) важно не потерять интонационную и смысловую линию. Включение должно быть точным.

«Апплодисменты»

Цель: запоминание прохлопанного ритма.

Ход. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

Прогулка

Цель: совершенствование умения передавать разные ритмические рисунки.

Игровой материал: Музыкальные молоточки (металлофоны, бубны, барабаны, ложки) по числу играющих.

Ход. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю». Музыкальный руководитель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», - быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», - педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет молоточком.

«Учитесь танцевать»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: большая матрёшка и маленькие по числу играющих.

Ход. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» – говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками. При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.

Кто идёт?

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал. Иллюстрация к сказке «Дружная семейка», музыкальные инструменты.

Ход. Используя сказку Е. Королёвой «Дружная семейка», играть на любом инструменте звуки разными длительностями, изображая тем самым шаги каждого члена семьи. Дать ребёнку угадать, кто шагает. Одновременно играть с ребёнком на другом инструменте, ребёнок должен угадать, кто шагает рядом с ним.

«Дружная семейка»

Жила-была большая дружная семья:

Прабабушка

Две бабушки

Мамы с папами

И ребятишки.

Они часто все вместе ходили на прогулку в парк. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх. Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.

По дороге бегут ребятишки

И считают шаги шалунишки,

А выходит у них вот так:

Раз и, два и, три и, четыре и. (восьмые)

Видишь, как быстро они бегут.

Мамы с папами их услыхали

И шаги свои вмиг сосчитали:

Раз и, два и, три и, четыре и. (четвертные)

Вот что у них получилось.

Ну, и бабушки, чтоб не отстать,

Стали тоже шаги считать.

Вот так: Раз и, два и, три и, четыре и. (половинные)

Тут прабабушка тихо сказала:

-А я тоже шаги сосчитала:

Раз и, два и, три и, четыре и. (целые)

Ой, как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли,

Считать шаги устали

И пошли домой отдыхать.

Значит, сказку пора кончать.

«Поющие руки»

Цель: развитие пластики движения рук, воображение, чувство ритма, динамики.

Ход. После слушания музыки педагог предлагает детям представить. Что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Общаться можно только с помощью языка движений, мимики. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений: волнообразные, круговые, встряхивания, постукивание пальцами и т. д. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью, силой движения.

Упражнения с использованием наглядных пособий с движущимися деталями, которые позволяют изменить мелодическую линию и способствуют развитию музыкально-слуховых представлений

«Падают листики»

Наглядное пособие «Листопад».

Ход. На магнитной доске изображение дерева. При помощи магнитиков к нему прикреплены три листочка. В соответствии с высотой их расположения на веточках, пропеваются слова «Па – да – ют, лис – ти - ки». При повторном исполнении попевки, можно изменить положение листьев и получить разные варианты мелодий.

Лесенка-чудесенка.

Игровой материал. Лесенка со ступеньками, каждая ступенька разного цвета, 5 фишек, соответствующих по цвету ступенькам.

Ход игры. Воспитатель играет определённую мелодию, дети на лесенках выкладывают эту мелодию (движение вверх, вниз, через ступеньку, на одном звуке и т. д.)

«Кузнечик».

Игровой материал: Изображения цветов, расположенных по ступеням звукоряда, и фигурка кузнечика, прикрепленного к палочке.

Ход игры. К магнитной доске прикреплены пять цветов, расположенных по ступеням звукоряда. К палочке прикреплена фигурка кузнечика. Во время исполнения попевки воспитатель, или ребенок показывает направление мелодии, передвигая кузнечика по цветам. После окончания пения, ребенок последовательно показывает, на какие цветы прыгал кузнечик. Дети должны пропеть получившийся мотив.

Непременное условие: кузнечик прыгает только на три цветка, (мотив из трех звуков, последний цветок, на который он опускается, должен быть самым низким (возвращение на тонику).

.

Этюды для передачи музыкально-образных характеристик.

Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Подарок

Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения, от кого (мама, папа, друг и т. п., что именно получили в подарок.

Музыкальное сопровождение : «Новая кукла», П. И. Чайковского (Детский альбом) или «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича.

Утро

Дети лежат на ковре (спят, ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром.

Музыкальное сопровождение : «Утро», муз. Э. Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз. М Мусоргского.

«Подружки».

Пошли подружки в поле погулять. А там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки цветы собирать – красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки. Надели венки – собой залюбовались. Притопнули каблучком и заплясали, развеселились. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой. Музыка Т. Ломовой.

В Стране Цветов

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

Музыкальное сопровождение : «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П. Чайковского.

Бабочки

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

Музыкальное сопровождение : «Мотылек», муз. Д. Кабалевского; «Вальс» из балета «Коппелия», муз. Л Делиба.

Осенние Листья

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

Музыкальное сопровождение : «Вальс-фантазия», муз. М. Глинки или вальс «Осенний сон», муз. А. Джойса.

«С котенком».

Красивый, пушистый у Маши котенок. А какой веселый! Очень любит его Маша, ласково гладит пышную шерстку. Села на скамеечку, осторожно опустила котенка на землю, взяла ленту и стала с ним играть. Схватил котенок ленту и побежал, а Маша за ним. Поймала, взяла на руки и унесла домой. Музыкальное сопровождение : «Девочка и кошка», муз. Т. Ломовой.

Упражнения с элементами «горизонтального балета»

Методика технологии «горизонтального балета» заключается в том что все упражнения горизонтальны: упражнения в позах лежа на спине; упражнения в позах лежа на животе, на боку, переворачивания со спины на живот и наоборот, упражнения в упоре лежа, в упоре сзади, упражнения в ползания по-пластунски, упражнения в ползании на низких, средних и высоких четвереньках, упражнения в позе сидя. Движения в горизонтальном пластическом балете должны быть плавными, мягкими, красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики и выполняться под соответствующую музыку. Дети создают свою двигательно-музыкальную композицию, выражают свое понимание музыки и чувств движений.

Музыка для пластических импровизаций:

- «Шутка» И. С. Баха

- «Мелодия» П. И. Чайковского

- «Слеза» М. П. Мусоргского

- «Болеро» М. Ровеля

- «Юмореска» Р. Щедрина

- «Скерцо» П. И. Чайковсккого

- «Мелодия» К. Глюка

Используемая литература

Буренина А. И. «Ритмическая мозайка» – СПб. : «Музыкальная палитра», 2012.

Буренина А. И. «Танцевальная палитра» - СПб. : «Музыкальная палитра», 2009.

Ефименко Н. Н. Горизонтальный пластический балет. Театр физического воспитания и оздоровления детей // Молодой ученый. — 2016. — №12.6.

Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. – 1999

Зимина А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М. : «Просвещение», 1971.

Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 176с.

Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М. : «Просвещение», 1986.

Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. - М. : «Просвещение», 1982.

Роот З. Я. Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста. - Айрис-пресс - 2005

Публикации по теме:

Опыт работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму Подготовка дошкольника к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к обучению в школе. Письмо требует слаженной работы мелких.

Опыт работы по развитию речи в первой младшей группе В программе воспитания и обучения в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе. Этой задаче в детском саду.

Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактической игры Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен.

Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» Опыт работы по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной.

Опыт работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаОпыт работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке,.

Опыт работы «Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Опыт работы «Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Организация музыкальной развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Воспитание ребенка дошкольного возраста.

Опыт работы «Организация работы по формированию физических качеств у детей с учетом индивидуальных особенностей» В соответствии с планом работы МБДОУ детского сада №2 на 2017-2018 учебный год, с целью организации работы по формированию физических качеств.

Опыт работы по всестороннему развитию детей в ДОУ Сообщение на методическом объединении «Секреты педагогического мастерства» Я М А Л О – Н Е Н Е Ц К И Й А В Т О Н О М Н Ы Й О К Р У Г МУНИЦИПАЛЬНОЕ.

Опыт работы на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это важный период в жизни человек. Достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский.

Опыт работы музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры дошкольников Выступление на родительском собрании «О доле родителей, удовлетворённых деятельностью музыкального руководителя по профессиональной ориентации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию детей с задатками музыкальной одаренности
Опубликовано: 25 октября 2019 в 18:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД