Валерия Князева
Специфика работы воспитателя с детьми раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время актуальность в общественном воспитании детей раннего возраста не только не утратила своей актуальности, но и возросла. Педагогическая система воспитания детей раннего возраста в РФ была «свернута» в 1991-1994 гг. в результате государственной политики, ориентированной на глобальное семейное воспитание детей от рождения до трех лет. Последнее привело к разрушению системы общественного воспитания, закрытию яслей и ясельных групп в детских садах и потере уникальных педагогических кадров. Растущая потребность населения в ясельных группах сегодня ставит задачу поиска новых подходов.
Публикация «Специфика работы воспитателя с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Для педагогов дошкольных образовательный организаций (далее – ДОО) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) формулирует следующий принцип: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста – от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнес его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трех лет.
Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции мозга не передаются по наследству, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года.
Содержание образовательных областей в ДОО зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка). Для раннего возраста (1 год – 3 года) применяются следующие виды деятельности:
• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
• восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
• рассматривание картинок;
• двигательная активность.
К целевым ориентирам дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
1) ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
2) использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
3) владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
4) стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
5) проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
6) проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
7) у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Специфика взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста заключается в том, что особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого: они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и заразительными. Только собственной увлеченностью можно передать маленькому ребенку интерес к какой-либо деятельности. Здесь требуются повышенная чувствительность к состоянию малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Слова обязательно должны быть включены в реальные действия, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Необходима эмоциональная включенность взрослого в нужные действия.
Малыши не воспринимают, призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.
Ребенок раннего возраста не может регулировать свое поведение посредством слова.
Дети реагируют на выразительность мимики, эмоциональность воспитателя.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду воспитатель должен обсудить с родителями следующие вопросы еще до поступления малыша в детский сад:
• каков распорядок дня ребенка и как проводятся в семье режимные процедуры?
• какой тип общения предпочитает малыш?
• стремиться ли он к самостоятельности?
• как относится к посторонним взрослым?
• как себя чувствует в обществе сверстников и умеет ли с ними общаться?
В работе педагога следует учитывать такую характерную особенность психической организации маленьких детей, как непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Интерес к деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею. Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют активность каждого ребенка.
Развитие и обучение малышей происходит в специально организованных играх и занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие.
Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:
• образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей, по подгруппам: число участников 6-8 детей;
• длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания;
• важно повторение занятий, действия, умения – знания, приобретенные ребенком, становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; или один и тот, же материал, но меняется задание.
Педагоги дошкольного учреждения в своей воспитательной деятельности руководствуются ФГОС ДО, который определяет основные направления развития дошкольников: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Конкретными направлениями работы педагогического коллектива с детьми раннего возраста являются :
1) развитие познавательных способностей;
2) развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;
3) развитие представлений об окружающем мире;
4) развитие речи;
5) развитие мелкой моторики;
6) развитие творческих способностей;
7) развитие сенсорных ощущений;
8) развитие двигательной активности;
9) развитие музыкального слуха и ритма.
Таким образом, современное положение детей раннего возраста в нашей стране свидетельствует о чрезвычайной важности активной социально-педагогической защиты и поддержки раннего детства и о том, что она требует высокой квалификации педагогов.