Лучший педагог года

«Насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Татьяна Скрягина
«Насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа

Тема: Насекомые

Цель: Знакомить детей с насекомыми, учить выделять их среди других живых организмов; формировать опыт самостоятельного преодоления за-труднения под руководством воспитателя; развивать умение пользоваться схемами и применять их в поисковой деятельности.

Публикация «„Насекомые“, Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах

Дидактические материалы: плакаты «Звери», «Птицы», «Насекомые»; фотографии с изображением различных живых организмов, включая насе-комых; наглядный и раздаточный материал «Схема-модель для определе-ния насекомых»; раздаточный материал для игры «Найди и раскрась насекомое».

Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная деятельность направлена на ознакомление детей с насекомыми, их внеш-ним видом. Дети учатся пользоваться схемой-моделью, с ее помощью определять насекомых среди других живых организмов. На протяжении всего занятия дети работают в подгруппах, парами, используя взаимопро-верки. Все цели реализуются через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 5-6лет.

Ход образовательной ситуации:

Логическая основа образовательной ситуации

Основная образовательная цель: научить детей пользоваться схемой-моделью «Насекомые» и уметь самостоятельно применять ее в определе-нии насекомых среди других живых организмов.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать: зна-ние о группах животных: звери, птицы, насекомые; названия некоторых насекомых, части тела насекомых, умение работать в паре при взаимопро-верке.

Причина затруднения: дети не знают признаки насекомых, не умеют их (насекомых) выделять среди других живых организмов.

Цель деятельности детей по преодолению затруднения: помочь Маше разобрать фотографии и распределить их по группам (звери, птицы, насе-комые).

Новое знание = детское открытие: насекомые – это группа живых орга-низмов, имеющие определенные признаки; умение по схеме-модели опре-делять насекомых среди других живых организмов.

Включение нового знания в систему знаний: игра «Найди и раскрась насекомое» (дети, используя умение работать со схемой, находят насеко-мых среди других живых организмов)

I этап. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую де-ятельность.

(дети сидят на коврике рядом с воспитателем)

Восп: Ребята, вы любите ходить в гости? (Да) А принимать гостей вам нравится? (Да) Тогда принимайте нашу гостью! К нам пришла выпускни-ца садика, наша давняя знакомая Маша (заходит Маша, частая гостья нашей группы).

Восп: Здравствуй, Маша! Как твои дела?

Маша: Здравствуйте! Я пришла к вам не с пустыми руками! (у Маши в руках фотоальбом и пачка фотографий).

- Этим летом я отдыхала у бабушки в деревне и увлеклась фотографией. Эти фотоснимки (Маша показывает пачку в руках) – результат моей рабо-ты. Я снимала объекты живой природы: зверей, птиц, насекомых… Этих снимков очень много и я решила попросить вас помочь мне разобрать эти фото на группы. Тогда в моем фотоальбоме будет порядок!

Восп: Ребята, поможем Маше? Хотите помочь? Сможете?

Детская цель: Помочь Маше разобрать фотографии и распределить их по группам (звери, птицы, насекомые).

II этап. Актуализация

Дидактическая задача: 1. Распределить фотографии с живыми объектами природы на группы (звери, птицы, насекомые)

2. Актуализировать у детей знания о насекомых, их внешнем виде.

- Ребята, а как можно помочь Маше? ( ответы детей: можно разложить в одну стопку фото со зверями, в другую стопку – фото с птицами, а что останется, то и будет фото с насекомыми).

- А вы помните признаки птиц и зверей? ( ответы детей: тело птиц покры-то перьями, а тело зверей – шерстью)

- Хорошо, давайте попробуем!

Задание для детей:

У каждого на столе лежат фото, которые принесла Маша, с разными объ-ектами природы. Разделите все фото на 3 группы (звери, птицы, насеко-мые, работая парами. (после выполнения задания ребята осуществляют взаимопроверку)

III этап. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать затруднение, фиксировать его в речи детей.

Оказывается, не все дети справились с этим заданием. Возникает затрудне-ние.

- Ребята, почему некоторые не справились с распределением фото на груп-пы? (воспитатель заслушивает ответы детей)

Ответы детей:

- Мы не знаем, как выглядят насекомые.

- Они все такие разные, а называются одинаково – насекомые.

IV этап. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи: 1) Выбрать метод решения затруднения. 2) Освоить умение понимать схему-модель «Насекомые». 3) Формировать представление детей об использовании схемы-модели для нахождения насекомых среди других живых организмов.

- Ребята, что же будем делать? ( предложения детей: можно спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедии, узнать или придумать план опре-деления насекомых) - Правильно, ребята, существует такой план или схема-модель определе-ния любых живых организмов, в том числе и насекомых. Вот она! (воспитатель показывает и разбирает с детьми схему-модель «Насеко-мые» : 3 пары ног, усики, 3 части тела (голова, грудь, брюшко)

3 пары ног

(рисунок) усики

(рисунок)

3 части тела

(рисунок)

- Ребята, на этой схеме изображены признаки насекомых :

1-й признак – только у насекомых 3 пары ног;

2-й признак – наличие усиков;

3-й признак – тело делится на 3 части (голова, грудь, брюшко).

Вывод: если вам надо найти среди множества живых организмов насеко-мое, должны совпасть (то есть присутствовать) все 3 признака насекомых, тогда рассматриваемый объект – насекомое.

V этап. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактическая задача: закрепить умение пользоваться схемой-моделью для определения насекомых среди других живых организмов.

- А теперь проверьте себя по схеме, правильно ли вы отобрали фото с насекомыми…

- Как вы будете это делать? С чего начнете? ( ответы детей: мы проверим наличие 3-х признаков насекомых, используя схему-модель)

- Правильно, приступайте к работе! (самостоятельная работа со схемой по определению насекомых, взаимопроверка, обсуждение с воспитателем)

Физминутка на тему «Насекомые»

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.

Прилетели на лужок бабочки и пчелы.

Дружно сели все в кружок с песенкой веселой.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, зажужжали пчелки.

Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.

Там паук расставил сети, комары зудят в кустах.

Лучше песни нет на свете, чем о пчелках и жуках!

- Теперь вы немного отдохнули и ясно представляете, кто такие насекомые и чем они отличаются от других живых организмов!

- Ну тогда вы сможете справиться со следующим заданием в игре «Найди и раскрась насекомое», где надо отделить насекомых от других живых ор-ганизмов, используя известную вам схему-модель «Насекомые»

Игра «Найди и раскрась насекомое»

Детям раздаются листочки с картинками четырех живых объектов. Поль-зуясь схемой-моделью «Насекомые», дети находят и раскрашивают кар-тинку с насекомым.

- Ребята, а как вы узнаете, что выполнили задание правильно? ( ответы детей: сравним со схемой-моделью «Насекомые»)

VI этап. Осмысление

Дидактическая задача: фиксировать достижение «детской» цели вос-становить в памяти детей знания, позволившие достигнуть этой цели.

- Правильно, ребята, молодцы!

- Что полезного сегодня мы с вами сделали? (помогали Маше распреде-лить фото с живыми объектами природы на группы)

- Вам удалось это сделать? (да)

- Каким образом? (мы опирались на знания основных признаков зверей и птиц, а также научились работать по схеме, определяя насекомых)

- Почему вам это удалось? (мы были внимательны, очень старались, научились пользоваться схемой-моделью для определения насекомых)

- Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект лексико-грамматического занятия «Насекомые» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Насекомые» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Уточнить знание детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; питании, способов передвижения.

Конспект группового занятия с детьми с ОВЗ и родителями на тему «Насекомые» .

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме «Насекомые» Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме "Насекомые". Возрастная группа: старшая. Тема: Формирование обобщающего понятия.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые»Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые» Фронтальное занятие в средней группе. Тема:" Насекомые" Цель:1. Работать над просодической стороной речи: дыханием, ритмом речи. 2. Работать.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Сценарий развлечения «Наши друзья — насекомые» с детьми 4–5 летСценарий развлечения «Наши друзья — насекомые» с детьми 4–5 лет Развлечение «Наши друзья - насекомые» с детьми 4-5 лет Цель: обогащение детей новыми позитивно окрашенными эмоциями и чувствами, активизация.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Опубликовано: 14 мая 2020 в 11:20
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД