Папки-передвижки

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Представление об орфограмме»

Симидолина Виктория
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Представление об орфограмме»

Технологическая карта урока

Тема: Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Цель: Закрепить знания об орфограммах, создать условия для формирования у учащихся умений находить орфограммы в словах.

Задачи

1. Образовательные закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание; уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм; повторить ранее изученные орфограммы; обогащать словарный запас слов учащихся;

Публикация «Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе „Представление об орфограмме“» размещена в разделах

2. Развивающие способствовать развитию правильной речи, мышления, высказывания собственной точки зрения;

3. Воспитательные воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.

Оборудование мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, презентация, учебник, ручки.

Этапы Время Формы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихся

1. Мотивационный этап 1 мин -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Викторовна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Присаживайтесь. Настраиваются на работу на уроке. Приветствуют учителя.

2. Повторение ранее изученного (актуализации знаний) 3 мин -С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

-Как надо поступать, если встретились слова с непроверяемой безударной гласной?

-Проверим, хорошо ли вы запоминаете слова с непроверяемой безударной гласной. Напишем небольшой словарный диктант, я буду читать загадку, а ответ на неё вы будете записывать в тетрадь. Запишите сегодняшнее число- 29 ноября, классная работа. Слушайте внимательно. 1. Рисовать на окнах-мастер,

Но не требует фломастер…

Щиплет нам зимою нос

Что это? (МОРОЗ)

2. Расту в земле на грядке я

Красная, длинная, сладкая. (МОРКОВЬ)

3. Часто варим на обед,

Добавляем в винегрет,

Любят дети, даже крошки,

Блюда из простой (КАРТОШКИ)

4. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи – Меня в них ищи (КАПУСТА)

5. С бел-белой корой стоит под горой. (БЕРЁЗА)

6. Белый камень в воде тает (САХАР)

-Вы большие молодцы, отлично справились с данной задачей. Отвечают на вопросы учителя.

3. Минутка чистописания 6 мин -А сейчас мы проведём минутку чистописания, для этого сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном. Спишите сочетания букв и слова с доски, правильно выполняйте соединения. (в, ви, вн, ву, вс, ве, во, вя, вл, вч. Город, обед, горох, кукуруза, молодец) Выполняют минутку чистописания.

4. Информационный блок (изучение нового материала) 25 мин -Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова, которые вам представлены. (сосна, берёза)

-Можно ли допустить ошибку при записи этих слов? Почему? Докажите.

-Чем отличаются эти безударные гласные в корне слова?

-Можем ли мы проверить безударную гласную в слове «сосна»? Каким словом? (сосны)

-А можем ли мы проверить букву в слове «берёза»?

-Кто уже догадался какой теме будет посвящён наш сегодняшний урок?

-Верно. Что такое «опасное место» в слове?

-А зачем надо видеть в слове «опасное место»?

-Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым термином, обозначающим «опасное место». Но сначала поработаем в парах.

-На ваших столах лежат карточки со словами, ваша задача, работая в парах, разделить слова на две группы: проверяемые и непроверяемые безударные гласные. (Петух, лисица, слоны, заяц, сорока, зверьки)

-По какому признаку разделены слова? (Проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

-Что общего во всех этих словах? (безударная гласная в корне)

-Чем отличаются? (в одних словах можно проверить, а других нет)

1. Беседа по теме урока

Выражение «опасное место» мы теперь заменим словом орфограмма. Это буква, написание которой надо проверить или запомнить. Интересно знать, что слово «орфограмма» греческое по своему происхождению. Оно состоит из двух греческих слов: орфос – «правильный» и грамма – «запись, буква». А всё слово обозначает «правильная запись, правильная буква».

-Что же такое орфограмма?

Выражение «опасное место» мы теперь заменим словом ОРФОГРАММА-это

буква, написание которой надо проверить или запомнить. Если орфограмму можно

проверить, это проверяемая орфограмма. А если орфограмму нужно запомнит –

это непроверяемая орфограмма.

А ещё интересно знать, что слово «орфограмма» греческое по своему

происхождению. Оно состоит из двух греческих слов: орфос – «правильный» и

грамма – «запись, буква». А всё слово обозначает «правильная запись, правильная

буква».

2. Наблюдение

-Ребята, посмотрите на доску, давайте прочитаем слова: (В…лна; м…локо; з…ма; с…бака; к…вёр; в…робей)

-Какие буквы мы здесь вставим?

-Можем ли мы проверить пропущенную орфограмму в слове «волна»?

-А в слове «собака»?

-Верно. Как мы можем назвать орфограмму, которую мы можем проверить? (проверяемая)

-Вы большие молодцы, а существуют ещё непроверяемые орфограммы и сегодня мы с вами подробно с ними познакомимся.

3. Слово учителя

-Если орфограмму можно проверить, это проверяемая орфограмма. А если орфограмму нужно запомнить– это непроверяемая орфограмма.

4. Работа с примерами

-Давайте проверим вашу внимательность и умение слушать учителя. Я буду называть слова. Если слово с непроверяемой орфограммой- хлопайте, если с проверяемой- топайте. (водичка, яблоко, земля, корова, ворона, пчела, заяц, волна, слоны, петух, дрозды)

5. Работа над упражнением 171

-Я вижу, что вы очень внимательные и умеете слушать. А значит, я с полной уверенностью могу продолжить работу с вами. Откройте учебники на странице 10 и 8, и найдите упражнение 17 и 1. Давайте прочитаем задание. Что нам нужно сделать?

-Нам нужно вставить пропущенные слова в предложениях, а затем переписать их в тетрадь.

-Какое слово мы вставим в первое предложение? Давайте его запишем. Напишите: упр. 171, а ниже цифру 1 и можете переписывать предложение. (воробей)

-Какие слово мы вставим во второе предложение? 3? 4? 5-7? (корова; собака; медведя; молоко; яблоко; одежда)

-Вы большие молодцы. Теперь давайте подчеркнём в вставленных нами словах буквы, написание которых вы должны запомнить. Какую буквы мы должны запомнить в первом слове?

-Верно. Вы наверное устали, давайте с вами немного отдохнём. Отвечают на вопросы учителя.

В этом слове есть опасное место в корне, т. к. не падает ударение на гласный звук. Можно записать в корне слова СОСНА букву А, в корне слова БЕРЁЗА букву И.

Проверяемый гласный звук в слове СОСНА и непроверяемый гласный звук в слове БЕРЁЗА.)

5. Физминутка 1 мин Видеоролик Выполняют физ. упр.

6. Блок самопроверки и самоанализа 5 мин 6. Работа над упражнением 172

-Немного отдохнули и с новыми силами можем продолжать работу. Посмотрите на упражнение 172. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

-Что за орфографическую задачу нам предлагают выполнить? Что мы должны сделать?

-Верно. Какую букву мы вставим в первом слове? Давайте запишем. Напишите: упр. 172 и слово с нужной буквой.

-Какую букву мы вставим во втором слове? (Соро ка, пчела (пчёлы, за яц, звезда (звёзды, я блоко, мали на, пету х, лягу шка, дрозды (дрозд)

-Теперь подчеркните буквы, которые вы вставили.

-Как вы выбирали букву, чтобы правильно написать эти слова?

7. Работа над упражнением 173

-Вы отлично справляетесь с заданиями. Посмотрите на упражнение 173, что нам нужно сделать?

-Давайте прочитаем первое слово. Что оно обозначает?

-Что обозначает второе слово?

-Напишите в тетради: упр. 173 и перепишите все слова.

-Давайте проставим ударения в каждом слове. Как нам не ошибиться в ударении, что нам нужно сделать? («позвать» это слово)

-Верно. Давайте проставим ударения. (Воробе й (птица, молоко (напиток, молото к (интсрумент, дереве нька (маленькая деревня, воронёнок (маленький ворон, земляни ка (ягода, машини ст (водитель поезда, ветеро к (маленький ветер, сапожо к (маленький сапог, хорошо, городо к (маленький город), снегирёк (ласковое название снегиря)

-Ребята, какую из орфограмм в корне каждого слова мы можем проверить? А какую нужно запомнить?

-Верно. Давайте подчеркнём буквы, которые нужно запомнить.

-Теперь давайте выберем любое слово из списка и составим с ним предложение.

7. Задание от учителя (доп.)

-На ваших столах лежат карточки. Ваша задача, пользуясь словами из справок вставить в пропуски подходящие по смыслу слова. После чего мы с вами их проверим.

Вечером появилась. Засвистел в соснах. Сухой ___ закружился по земле белыми змейками. С неба повалились белые.

Слова для справок: хлопья, ветерок, метель, снег. Отвечают на вопросы учителя, закрепляют полученные знания.

Орфографическая задача заключается в выборе нужной буквы.

Чтобы решить эту задачу, нужно:

1. Определить орфограмму.

2. Если это безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, то подобрать проверочное слово. Опираясь на проверочное слово, вставить букву в проверяемое слово.

3. Если это безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением, то вспомнить, как это слово пишется, или проверить написание по словарю.

7. Домашнее задание 1 мин -На ваших столах лежат карточки с текстом, ваша задача выполнить данное задание дома. Задание написано на карточке, вложите их в дневник. Записывают домашнее задание.

8. Рефлексивный блок 3 мин -К сожалению, наш урок подходит к концу. У вас на столах лежат сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Если на сегодняшнем уроке вы считаете, что хорошо работали, усвоили материал, узнали много нового и полезного, то покажите мне карточку зелёного цвета. Если же считаете, что вы не усвоили материал, остались вопросы, для вас не было ничего интересного и полезного, то покажите карточку красного цвета.

-Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.

-До свидания! Анализируют и оценивают свою собственную деятельность на уроке.

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе туркменской школы «Друзья» Урок по русскому языку в 4 классе туркменской школы. 1. Тема урока:, Друзья!". 2. Цель урока: а). Обучщая -дать понятие учащимся о дружбе.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Представление об орфограмме»
Опубликовано: 28 апреля 2024 в 17:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД