Получи документы

Роль воспитателя в организации работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

олеся нестерюк
Роль воспитателя в организации работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Роль воспитателя в организации работы с детьми пострадавшими от жестокого обращения в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Цель:

1. Соблюдение прав и интересов детей;

2. Создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

3. Мобилизация потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями.

Задачи:

Публикация «Роль воспитателя в организации работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения» размещена в разделах

1. Первоочередная задача педагогов Центра – сохранить, укрепить здоровье воспитанников, создать условия для качественного интеллектуального, физического, нравственного развития несовершеннолетних, их высокой самооценки и адекватного функционирования в социуме (Развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях).

2. Предотвратить факты жестокого обращения над несовершеннолетними;

3. Оказать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения;

4. По возможности оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов;

5. Формировать негативное мнение у воспитанников ко всем формам жестокого обращения (Воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека).

Ожидаемые результаты работы : 1. Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения. 2. Увеличение количества детей, подростков и молодежи, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления. 3. Повышение собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста индивидуальности детей; 4. Улучшение здоровья и качества жизни, отношения с окружающими; 5. Воспитание у детей целеустремленности, чувства ответственности

Жестокое обращение с детьми – понятие, которое предполагает осуществление взрослыми людьми по отношению к детям психического или физического давления, выходящее за рамки допустимых норм это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Три основные формы жестокого обращения с детьми :

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, поведением взрослых, которое вызывает у детей страх, унижает их достоинство и вызывает расстройство психики.

К психическому давлению относят оскорбления, брань, угрозы, физическую или социальную изоляцию, занижение успехов; - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - пренебрежение базовыми потребностями ребенка – отсутствие элементарных бытовых условий, игнорирование адекватных возрасту ребенка и минимально допустимых потребностей в питании, образовании, вещах, медицинской помощи; - эксплуатация детского труда. Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

К основным последствиям жесткого обращения относят : - сексуальная распущенность, извращения; - асоциальное поведение; - депрессии, фобии; - употребление наркотиков; - незапланированная беременность; - суицид. К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относят: - алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью; - незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социальнопсихологической поддержки со стороны прародителей; - низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.

Статистика приводит такие цифры: - от 25 до 50 % детей подвергаются физическому насилию; - по официальной статистике более полутора тысяч детей до 15 лет ежегодно совершают самоубийства, многие из которых в результате жестокого обращения. Фактическое количество вероятно больше, просто это представляют как несчастный случай. К сожалению, жестокое обращение с детьми происходит по причине равнодушия окружающих, т. к. наш менталитет предполагает «принцип невмешательства», когда мы считаем, что насилие соседа над своим ребенком, это не наше дело. Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение «элитарных» форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений. Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия. Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.

Работа по оказанию помощи детям пострадавшим от жестокого обращения включает в себя следующие виды деятельности: диагностика, профилактическая работа- реабилитация.

Диагностическая работа проводится в 2 этапа:

1 этап. - Сбор информации о ребенке (консилиум, социальная служба, медицина) -отзывы учителей (характеристика со школ по месту жительства, -наблюдения за поведением воспитанников во время занятий, бесед, игр, на прогулке, -психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности.

2 этап. Диагностика поведения воспитанников в коллективе и социальные взаимосвязи (индивидуальные беседы, наблюдения, позволяет определить оценку удовлетворенности воспитанника различными сторонами жизни коллектива, а так же выявить причины дискомфорта (если он присутствует).

Профилактическая работа с детьми включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, проживающими в неблагополучных и замещающих семьях (создание и реализация реабилитационной программы). Деятельность осуществляется через работу по программам : «Звезда»; «Право на детство»; «Твои права - твое будущее»; «Твой выбор»; «Здоровье»; «Путь в профессию», циклы занятий, совместных мероприятий проводимых в Центре с родителями и детьми, с помощью индивидуальных бесед.

Методы: Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. В соответствии с этой характеристикой выделяются четыре группы методов воспитания

1. Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций);

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, игра, поощрение, наказание); 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности).

Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.

Основные проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

а) Психологического характера – тревожность, вялость эмоциональной сферы, слабое развитие коммуникативной сферы, преобладание защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, часто агрессия, задержка психического развития.

б) Социального характера – низкая активность, неуверенность в ценностных ориентирах, часто потребительское отношение (мне должны, слабо развитые навыки самообслуживания.

в) Педагогического характера – асоциальное поведение, опыт употребления алкоголя, курения, употребление нецензурных выражений, негативные последствия прежней жизни в семье; неумение, часто нежелание учиться.

Профилактически-воспитательская работа с детьми направлена на развитие экологических, патриотических, гражданскоправовых, духовно-нравственных, трудовых, художественно-эстетических, здоровьесберегающих аспектов. Важную роль в коррекционно-воспитательной и реабилитационной деятельности подростков играет привлечение их к различным видам милосердной и трудовой деятельности. Приобретение таких духовно нравственных качеств как: милосердие, терпимость, самодисциплина, чувство ответственности при выполнении общественно- трудовых поручений формирует осознания полезности и нужности. Для категории воспитанников с асоциальным поведением, индивидуальная трудовая деятельность является лучшей, потому что дает возможность сравнить свои достижения с прошлыми. Духовно-нравстенное и трудовое воспитание формируется через тимуровскую работу по программе «Звезда». Работая вместе со взрослыми, ребята не чувствуют дискомфорта, а получают удовольствие от процесса и результата своей деятельности. Если в коллективе они чаще всего остаются незамеченными (хотя и желают одобрения, то работая индивидуально с воспитателем, они получают оценку результатов своей деятельности. Воспитанники совместно с педагогами работают в тесном контакте с социальной службой поселка. В рамках программы «Звезда» участвуют в акциях: «Дети детям»- организация досуга детей дошкольного возраста, совместная трудовая и творческая деятельность («вечер сказок»; «книжкина больничка»; подвижные, развлекательные игры; театральные представления и т. д.) «Дом без одиночества», «Милосердие», «Вахта памяти», «Внуки по переписке» (адресная помощь ветеранам войны, труженикам тыла, пожилым людям; изготовление поздравительных открыток, сувениров с вручением и т. д.). У детей формируется положительный образ личности. Целесообразным представляется построение целостной системы разнообразных форм взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, обеспечивающие становление индивидуальной неповторимости личности каждого подростка, его равноправие и творческое соучастие как субъекта в воспитании и реабилитации. Данная форма работы показывает положительный результат в работе с детьми девиантного и делинквентного поведения. У несовершеннолетних развиваются коммуникативные навыки, умения работать в команде, интеллектуальные и творческие способности. Опыт показывает, что когда ребёнок видит результат своего труда, он постепенно раскрепощается, у него проходит эмоциональная напряжённость, начинает отмечаться познавательная активность. Я считаю, Реабилитационный период для несовершеннолетних можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего характера, способностей, навыков. У многих воспитанников, попавших в трудную жизненную ситуацию, именно в социально-реабилитационном центре начинается процесс социализации, устанавливается связь несовершеннолетнего с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья и прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в подростке удастся пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания, самореализации.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Фотоотчет о проведении акции против жестокого обращения с детьми «Услышьте нас!»Фотоотчет о проведении акции против жестокого обращения с детьми «Услышьте нас!» День защиты детей – это красочный и радостный праздник детства! Сколько положительных эмоций он дарит ребятишкам! Но этот день призывает.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Опыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возрастаОпыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- игры на сближение детей друг с другом и с воспитателем: "Иди ко мне", "Петрушка", "Передай мячик"; - игровые ситуации: "Мишка.

Перспективный план работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми, в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- Консультация "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса" - Консультация "Особенности развития и воспитания детей.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль воспитателя в организации работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Опубликовано: 29 мая 2022 в 15:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД