Лучший педагог года

Рекомендации для педагогов «Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»

Лилия Кулик
Рекомендации для педагогов «Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родителей, логопедов и воспитателей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.

Для качественной коррекционно-развивающей работы и получения положительных результатов важную роль играет взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей общеобразовательных групп. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Публикация «Рекомендации для педагогов „Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе“» размещена в разделах

В ДОУ общеразвивающего вида, не имеющим логопедических групп, дети с речевыми нарушениями должны стать объектом особого внимания. Н. П. Кузнецова утверждала, что «передача ребенка из детского сада в школу с неправильной речью следует рассматривать как недоработку детского сада».

Фактически проводимые сотрудниками ДОУ занятий с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, могут расцениваться как одна из вероятных моделей логопедической работы. Однако нередко в силу объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема коррекционно-педагогических знаний и умений, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков в речевом развитии детей и др.) организовать ее на оптимальном уровне не всегда представляется возможным.

Основной целью логопедической направленности деятельности педагогов является создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач.

Первая – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи.

Вторая задача – профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам в речевом развитии.

Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном устранении имеющихся у детей нарушений.

Принципиально важно при решении этих задач, чтобы они естественно и органично встраивались в контекст проводимой воспитательно-образовательной работы.

Работа педагогов подразделяется на 3 блока: диагностический и профилактический, коррекционный.

Диагностическая работа педагогов заключается в выявлении детей с проблемами речевого развития. Эффективность данной работы будет обеспечена при соблюдении ряда условий:

1. Систематичность изучения состояния речи дошкольников (начальная и итоговая диагностика).

2. Четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур (учет связи речевого и умственного, речевого и эмоционально-личностного, речевого и физического развития детей).

3. Разнообразие методов и источников сбора информации (наблюдения, изучение истории речевого развития, беседы с родителями).

4. Оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксация его результатов - процесс максимально приближен к привычным для дошкольников видам деятельности (игровой, практической, художественной и др.).

Решение задач диагностического блока закладывают основу эффективной обратной связи с учителем-логопедом в ходе профилактической, коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.

Профилактическая деятельность педагогов ДОУ заключается в помощи дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи, и обеспечении его полноценности. Профилактику следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ в единстве ее мотивационно - потребностной и операциональной составляющей.

В первую очередь должна быть организована в доступной форме и средствам совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем она разнообразнее и сложнее, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять.

Важным компонентом профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых.

• речь должна быть абсолютно правильна, литературна;

• по форме и тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;

• структуру речи необходимо согласовывать с возрастом детей;

• содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;

речь взрослых должна соответствовать требуемым критериям: точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, достаточная громкость.

Профилактическая работа может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности.

Поэтому профилактическая деятельность воспитателя обязательно должна включать в себя:

• охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;

• ранее выявление факторов риска в развитии речи;

• пропедевтику возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.

Итак, содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока определяется неформальным и творческим отношением педагога к решению программных задач по развитию речи детей, с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей, и возможностей развития – с одной стороны и с другой –пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Коррекционная деятельность направлена на устранение речевых недостатков детей дошкольного возраста.

Она включает в себя:

• проведение индивидуальных занятий по коррекции нарушенного звукопроизношения;

• автоматизацию навыков и умений детей с проблемами речи, полученных на логопедических занятиях;

• осуществление контроля за речью детей в режимных моментах.

Таким образом, реализация подхода взаимодействия и преемственности способствует более высоким темпам речевого развития. Результатом такой совместной работы являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка их к школе, успешное обучение в дальнейшем.

Публикации по теме:

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов «Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»
Опубликовано: 18 марта 2021 в 15:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД