Получи документы

Речевое развитие дошкольников через трудовое воспитание

Марианна Валерьевна Проскурня
Речевое развитие дошкольников через трудовое воспитание

В настоящее время проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной, так как в современном обществе утрачивается престиж востребованных, рабочих профессий. Ценностное отношение к труду снижено, поэтому важно именно в дошкольном возрасте целенаправленно знакомить детей с профессиональной деятельностью человека, воспитывать трудолюбие, стремление к созидательной деятельности, самостоятельности, бережное отношение к продуктам труда, умение и желание работать в коллективе и для коллектива на уровне своих возрастных особенностей. Все это, находясь в центре внимания воспитателя и учителя - логопеда, должно стать опорой для развития речи.

Публикация «Речевое развитие дошкольников через трудовое воспитание» размещена в разделах

Формировать интерес к труду, воспитывать уважительное отношение к людям труда у детей старшего дошкольного возраста можно через игры, упражнения, задания, направленные на развития всех сторон речи.

Развитие дыхания и голоса :

«Кузнец» И. п. : ноги на ширине плеч. 1 – имитировать работу кузнеца, вверх, вдох носом; 2 – на выдохе произнести: «Тин-тин-тин! Тан-тан-тан!» Повторить 3-4 раза.

«Ткачиха» И. п. : ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки перед собой. 1 – имитировать работу ткачихи, вдох носом; 2 – на выдохе произнести: «Ток-ток-ток! Ток-ток-ток!» Повторить 3-4 раза.

Развитие слухового внимания

1.«Назови, что лишнее» (лопата, метла, грабли, половник- лишний половник, так как всё остальное нужно дворнику, а он нет)

2.«Какое слово к профессии не подходит?» ( врач: лечит, копает, выписывает, слушает, пожарный: варит, тушит, едет, спасает и т. д.)

3. «Какое слово лишнее?» (врач, маляр, сумка, доярка: лишняя сумка, так как это не профессия и т. д.)

4. «Подбери рифму» (АЧ-АЧ-АЧ-это…врач, ВЕЦ-ВЕЦ-ВЕЦ-это….продавец и т. д.)

Развитие лексико-грамматических процессов

1. «Кому что нужно для работы?» (активизация словаря по теме «Инструменты», «Спецодежда», употребление дательного падежа)

2. «Один - много» (учитель – учителя – много учителей т. д., пила-пилы, много пил, лопата-лопаты, много лопат и т. д.)

3. «Измени профессию на женскую» (ткач – ткачиха, повар, воспитатель, учитель, художник, продавец, певец, пианист, скрипач).

4. «Почему так назвали?» (рыболов – ловит рыбу, пчеловод, землекоп, хлебороб,

лесоруб, трубочист, садовод, трудолюбивый)

5. «Строим дом» (профессии строителей - каменщик, маляр, штукатур)

6. «Чем отличаются глаголы: пришить-зашить, копать-закопать, вязать-завязать и др.) Изменение смысла слова с помощью суффиксов и приставок.

7. «Как получилось слово» (с помощью схем, моделей, букв показываем детям, как образовались новые слова: закопал, перекопал и т. д.)

8. «Какой предмет получится?» ( образование относительных прилагательных: оловянный, алюминиевый, металлургический и др.)

9. «О чём говорится в пословице?» («Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Труд — дело чести, будь в труде на первом месте», «Чужими руками крапиву не дёргай», «Не разгрызёшь орешка — не съешь и ядрышка», «Кому работа в тягость, тому неведома радость», «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», «Счастливым и красивым делает человека работа», «Труд человека кормит, а лень портит», «На чужой каравай рта не зевай, а пораньше вставай да свой добывай»)

10. «Посчитай» (один плотник, два плотника, пять плотников, один маляр, два маляра, пять маляров и т. д.)

11. Игра с мячом «Какая профессия?» (военная, медицинская, строительная, сельскохозяйственные).

12. Загадки о профессиях, орудиях труда, инструментах

13. «Кто чем занимается» (дети берут картинку с изображением человека определённой профессии и говорят, чем он занимается)

14. «Кто что делает?» (формировать умение подбирать как можно больше глаголов к названию профессий)

15. «Подбери родственное слово» (труд : трудиться, трудовой, трудолюбивый, трудяга, трудный, трудно и т. д. работа: работник, рабочий, работяга, заработок, переработка, подработка, работающий и т. д.).

16. «Измени слово» ( прилагательное в наречие и наоборот: тяжёлый-тяжело, ровный-ровно, трудный-трудно, глубокий-глубоко и т. д.)

Развитие связной речи

1. «Закончи пословицу о труде»

2. Чтение с обсуждением: Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», Я Аким

«Неумейка», А. Шибарев «Почтовый ящик» и др.

3. Игра «Потому что» (Эта профессия нужная, потому что)

4. «Я начну, а ты продолжи» (врач лечит людей, чтобы, строитель строит дом, чтобы)

5. Составление описательных рассказов о профессиях, спецодежде (загадок) с помощью мнемотаблиц, готового плана.

6.«Добавляй словечко» (распространение предложений, добавляя в них слова-признаки или слова- действия)

7. Составление творческих рассказов «Как мы дежурили», «Как мы маме помогали», «Убираем на участке», «Зачем нужны инструменты», «Сказка о любом инструменте», «Помогаю папе» и др.

8. Составление рассказов по сюжетным картинам «На приёме у врача», «Как дом строился», «На пожаре» и др.

9. Сравнительно-описательные рассказы «Топор-молоток», «Лопата-совок», «Врач-продавец», «Пастух-доярка», «Маляр-столяр» и т. д.

10. Объясни значение выражений «Мастер на все руки», «Золотые руки»

11. Игры-диалоги «Камень-лопата», «Пастух-лошадь», «Комбайн-колосок» и т. д.

12. Решение проблемный ситуаций «Наклонилось деревце», «Малыш поломал игрушку» и т. д.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Знакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитаниеЗнакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитание В дошкольном возрасте основной вид деятельности -это игра. Используя в работе с детьми игру мы не только учим детей но и воспитываем. Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольников через трудовое воспитание
Опубликовано: 30 октября 2022 в 08:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД