Лучший педагог года

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Вероника Пучнина
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Нарушения интеллектуальной сферы детей могут носить различный характер и иметь большое количество вариантов проявления. Дети с интеллектуальной недостаточностью в форме умственной отсталости составляют от 1 до 3% от общей детской популяции. Под умственной отсталостью понимают стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения клеток коры головного мозга.

Публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ» размещена в разделах

У всех этих детей имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, связанные непосредственно с выраженностью и характером первичных нарушений, с особенностями вторичных отклонений и с индивидуальными особенностями личности и психики ребенка. К числу общих проблем относятся социальная дезадаптированность детей, что приводит к затруднению взаимодействия с социальной средой. У них отмечаются изменения приема информации, уменьшение способности к ее переработке. Для большинства из них характерен замедленный темп становления психических процессов (восприятия, внимания и представления, мышления, памяти, речи, воображения); несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; нарушенность моторного развития; уменьшение произвольности психических процессов, поведения и деятельности. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития возрастных психологических новообразований, к их слабому совершенствованию и низкой завершенности на каждом возрастном этапе и к своеобразному становлению личностных качеств ребенка и его Я-концепции.

Одной из важнейших характеристик их личности является незрелость эмоционально-волевой сферы. Чувства и эмоции играют огромную роль в развитии личности. У умственно отсталого ребенка наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Исследование чувств и эмоций умственно отсталых детей, их формирование и воспитание имеют важное значение. Они, как и все другие, на протяжении всей своей жизни развиваются. Одновременно со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка с умственной отсталостью, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Она обусловлена в первую очередь особенностями развития его мотивов, потребностей и интеллекта.

Недоразвитие личности у умственно отсталого ребенка наиболее явно выражено в игровой деятельности. Он пассивен в игре. Она для него не становится моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости. Это объясняется тем, что очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Дети с большим удовольствием играют со взрослыми в простые игры, сопровождая их «детскими» словами или звукоподражанием. Дети школьного возраста лучше, чем дошкольники, владеют речью. Они способны не только выразить свои чувства плачем, звуком, криком, поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, объяснить, пользуясь словом, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку, более адекватно воспринимают окружающую обстановку. Эти дети с явным удовольствием слушают рассказываемые или выразительно читаемые им простые тексты, доступные для их понимания и содержащие эмоционально окрашенные компоненты. Они выражают сочувствие добрым героям и отрицательное отношение к плохим с помощью жестов, мимики и словесных реакций. В понятной для них истории дети с умственной отсталостью способны на сопереживание, эмоциональный отклик на ситуацию, в которой оказался другой человек. Обычно они проявляют явно выраженное положительное отношение к близким и родным, любят своих родителей, друзей, учителей и обнаруживают это со всей очевидностью. Очень слабы или вовсе отсутствуют переживания, определяющие побуждения и интерес к познавательной деятельности. Тем не менее, даже при выраженных степенях умственной отсталости сохранны эмоции, которые связанны с элементарными, базовыми потребностями, конкретной ситуацией, а также «симпатические» эмоции : способность к переживанию стыда, обиды, проявление сочувствия к конкретным лицам.

В зависимости от клинического варианта дефекта дети, выражая свои эмоции, ведут себя по-разному. Заторможенные умственно отсталые – действуют нерешительно, вяло, кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередко бывают достаточно глубокими и устойчивыми. Возбудимые дети хватают игрушку и сразу же ее бросают, бесцельно перебирают предметы, находящиеся в комнате. Движения быстрые, резкие, эмоциональные реакции поверхностны и неустойчивы, речевое сопровождение громкое. Проявления обиды, радости, гнева выражаются импульсивно, бурно и не контролируются ими. Дети с сохранным поведением эмоционально несколько более устойчивы, хотя их переживания и поведение отражают слабое осознание окружающей обстановки.

Основными симптомами нарушения эмоциональной сферы являются повышенная возбудимость, неусидчивость, двигательное беспокойство, раздражительность, отсутствие мотивации. Незрелость в эмоционально-волевой сфере резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности. Школьный возраст отличается рядом особенностей, которых нет на ранних этапах развития детей, и требуют от них совершенно иных видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребенок развивался в ходе общения с окружающими людьми и игры, то в школе он попадает в условия обучения по утвержденной программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, идет перестройка мотивов – основным мотивом становятся требования учителя.

Для их эмоционально-волевой сферы характерны бедность, малодиффиренцируемость переживаний. Такие дети легко перескакивают от одного переживания к другому, проявляют лёгкую внушаемость в поведении и играх, несамостоятельность в деятельности. Отмечается недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами. Переживания неглубокие, поверхностные. Эмоциональные реакции не адекватны источнику. Чувства незрелые, недостаточно дифференцированые: тонкие оттенки эмоций им недоступны. Они могут испытывать только полярные – удовольствие и неудовольствие. Также дети с интеллектуальной недостаточность различаются и по характеру чувств. Некоторые, поверхностно переживают все жизненные события, легко переключаясь с одного настроения на другое, а другие отличаются застреваемостью на каких-либо незначительных событиях, большой инертностью переживаний. Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка, доверчивость, приветливость, оживленность, наряду с непрочностью и поверхностностью. Дети отзывчивы на одобрение, похвалу, порицание, различают ласковую и недовольную интонации.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольниковКоррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников К целям работы психологов дошкольного образования, относится основополагающее направление деятельности как «Сохранять и укреплять здоровье.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
Опубликовано: 12 июня 2023 в 20:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД