Получи документы

Занятие по развитию речи «Чтение былин о богатырях. Былинные герои» в средней группе

ЯНА ПОДСТРЕШНАЯ
Занятие по развитию речи «Чтение былин о богатырях. Былинные герои» в средней группе

Конспект ООД по развитию речи

Группа : средняя

Педагог: Подстрешная. Я. И

Тема: Чтение былин о богатырях. Былинные герои

Цель: Формировать представления о богатырях.

Задачи:

Развивающие :

• расширение представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси;

• формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

Публикация «Занятие по развитию речи „Чтение былин о богатырях, Былинные герои“ в средней группе» размещена в разделах

• повторить и закрепить у детей знания о богатырях;

Развивать связную речь.

развивать речь детей, умение внимательно слушать взрослых, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы

Воспитательные:

• воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

• закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

• воспитывать любовь и уважение за наших предков — защитников Родины, уважение к их мужеству, интерес к былинам.

Образовательные:

• учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;

• закрепить начальные представления у детей о здоровом образе жизни;

• рассказать детям о былинных богатырях;

Предварительная работа: беседа о защитниках Руси, чтение былин, рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, обсуждение образов, подготовка к театрализации.

Оборудование: магнитофон с записью песни «Солдатушки - бравы ребятушки», презентация, картина В. Васнецова «Богатыри».

Ход НОД

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Под песню «Солдатушки – бравы ребятушки», дети обходят зал и садятся на места.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зову Яна Ивановна я буду проводить у вас занятие.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Велик и разнообразен литературный мир. Сегодня мы будем говорить о былинах.

А знаете очему произведения, которые рассказывают о подвигах богатырей, называются былинами? Знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Былина — от слова «быль», то есть то, что было на самом деле, осталось в народной памяти и передавалось рассказчиками от поколения к поколению.

Давным-давно на нашу страну шли враги, разоряли и сжигали селения, грабили жилища, забирали в плен людей и увозили с собой добро. Эти страшные события не могли оставить равнодушными добрых молодцев — защитников земли русской. Их подвиги не могли не взволновать душу народа вот и создавались - былины, по другому - героические песни. А главными героями былин были – богатыри.

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», беседа. (СЛАЙД)

Работа с картиной воспитателя и детей

Посмотрите на картину. «На широкой равнине остановились три могучих русских богатыря.

-Кто такой богатырь? Ответы детей. (герой русских былин и сказок, который совершает воинские подвиги по защите земли русской.)

-Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.

-Как зовут богатырей?

- Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

Илья Муромец, в центре картины, самый старший из трёх богатырей.

Ребята, а вы знаете…

• Для чего нужен шлем на голове?

• Что охраняют богатыри?

• Для чего нужен был верный конь?

• Для чего нужна кольчуга?

• Почему такое интересное название «кольчуга»

• Давайте вспомним, что рассказывают древние русские былины об этих богатырях.

Былина о Илье Муромце.

Илью прозвали Муромцем потому, что родился он в селе Карачарове недалеко от города Мурома.

Просидел Илья Муромец сиднем ровно тридцать лет — ни рукой, ни ногой двинуть не мог.

Вот однажды отец с матерью ушли в поле хлеб убирать, а Илья остался в доме один. Проходили в это время по деревне странники, подошли к избе Ильи, да и постучали в окошко.

— Отвори нам, добрый молодец, дверь, притомились мы, устали с дороги, дай нам водицы испить.

А Илья им отвечает:

— Не могу я, божьи люди, с места сдвинуться, уж тридцать лет сиднем сижу на печи.

А странники не уходят, и всё просят Илью в избу их впустить.

Шевельнулся он на печи! Встал на ноги — чувствует, ноги-то его держат, пошевелил руками. Сделал он шаг, другой, подошел к двери и впустил калик в избу.

А странники и говорят ему:

— Иди в погреб, принеси чашу зелена вина.

— Да я не смогу!

— Иди, иди! Сможешь!

Спустился Илья в погреб, принес вина. Дали ему калики испить чару. И почувствовал Илья, как в нем силушка-то заиграла.

— Принеси-ка еще бражки! — приказали ему странники.

Принес он бражки, выпил чару. И такую великую силу в себе почувствовал, что ни словом сказать, ни пером описать!

— Будешь ты, Илья, богатырем великим! Смерть тебя в бою не возьмет! — так сказали Илье странники.

Простились и ушли странники, а Илья уснул богатырским сном и проспал ровно 12 дней.

С той поры стал Илья помогать родителям лес расчищать — старые деревья с корнем выворачивать, дубы крепкие выдергивать.

Распахал он поле великое и запрудил реку быструю. То, чего старики-родители Ильи и в три дня не сделали бы, он тотчас исполнял.

Пошел как-то раз Илья на большую дорогу и у мужика перехожего купил жеребца. Кормил его пшеничкой, купал его в утренних росах.

И вырос жеребец на диво сильным, статным и красивым. Верным другом и помощником Илье Муромцу стал.

Попросил богатырь благословления у отца-матери на путь-дорогу, на великие подвиги. Оседлал коня вороного, взял копье булатное, вдел ноги в стремена узорные и поскакал в стольный Киев-град, чтобы у князя служить, землю русскую от врагов защищать.

Чтение былины детям

Воспитатель: Пускай богатыри охраняют границы родины, а мы поиграем в лексическую игру «Скажи наоборот». Я буду говорить слова, которые характеризуют богатырей, а вы – называете слова с противоположным значением.

Храбрый – трусливый.

Сильный – слабый.

Быстрый – медленный.

Добрый – злой.

Умный – глупый.

Высокий – низкий.

Большой – маленький.

Честный – лживый.

Справедливый – несправедливый.

Надежный – ненадежный.

Хороший – плохой.

Победить – проиграть.

Показ картинок - речевое упражнение «Назови и объясни».

Сначала дети называют что изображено, а потом дают определение этому предмету. (работа с картинками)

Шлем - защитный головной убор воина

Кольчуга - защитная одежда русского воина, сплетённая из металлических колец

Меч - старинное боевое оружие воина

Конь – боевой друг богатыря.

Щит – защитное вооружение, прикрывающее тело богатыря.

Копьё – колющее оружие богатыря – древко с металлическим наконечником.

В:И с этим заданием вы справились.

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте с вами встанем со своих стульчиком и пройдем на ковер…

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали раз, два, три

- Мы теперь богатыри

Мы ладонь ко лбу приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

3. ИТОГ НОД

Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из богатырей вам больше нравится? Молодцы ребята, вы справились с заданиями! Ну а теперь наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за работу на уроке. До свидания!

Методист: Тимофеева Светлана Борисовна

Воспитатель: Грицева Екатерина Сергеевна

Выполнила студентка: Лаптурова Яна Ивановна

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в средней группеИтоговое занятие по развитию речи в средней группе Итоговое занятие по развитию речи в средней группе Воспитатель Туева Т. Г. Задачи. Совершенствовать фонетический слух. Упражнять в изменении.

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Цветик-семицветик» МБДОУ № 34 "Колокольчик" Воспитатель: Голодова Н. Г. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Физическое развитие»,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Чтение былин о богатырях. Былинные герои» в средней группе
Опубликовано: 13 апреля 2024 в 16:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД