Лучший педагог года

Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР

Олеся Алмаева
Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР

Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В отечественной логопедической литературе большое внимание уделяется проблеме изучения нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Слог является минимальной произносительной единицей устной речи. А. А. Леонтьев определяет слог как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесен в изолированной позиции [1]. А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности [4].

Публикация «Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

В работах ученых А. К. Марковой, Р. Е. Левиной, Т. А. Титовой и др.

отмечается, что нарушения формирования звукослоговой структуры

слова влекут за собой нарушения формирования устной речи в целом:

нарушения звукослоговой структуры слова препятствуют нормальному

овладению правильной артикуляцией и звукопроизношением отдельных

звуков, накоплению словаря, нормальному формированию

грамматического строя речи, что в дальнейшем приводит к нарушениям

письменной речи. Ориентировка ребенка в звуковой системе родного

языка влияет на овладение грамматическим строем речи. Развивая и

улучшая звуковую ориентировку (в частности, воспроизведение

слоговой структуры слов, создается основа для усвоения детьми

разнообразных грамматических форм и конструкций [2].

По данным мировой статистики, число речевых расстройств

растет, в связи с чем актуальность проблемы изучения нарушений

звукослоговой структуры слова и методов их коррекции носит

глобальный характер. Наряду с общим ухудшением статистики речевых

нарушений, важной проблемой, представленной к рассмотрению,

является нарушение коммуникативной функции речи детей с речевой

патологией. Нарушения звукослоговой структуры слова в дошкольном

возрасте влияют на речевую активность детей : дошкольники специально

избегают употребления в спонтанной речи наиболее

труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой

дефект от окружающих.

Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. К. Маркова и др. отмечают, что

нарушения звукослоговой структуры – это стойкие проявления,

свидетельствующие о наличии такой речевой патологии, как общее

недоразвитие речи [4, 7]. Т. А. Ткаченко также утверждает, что наличие

искажений слоговой структуры слова является одним из ключевых

симптомов общего недоразвития речи у ребенка [6].

Изучение формирования звукослоговой структуры слова требует

знания нормального онтогенеза речевого развития. В силу незрелости

звукопроизносительных навыков у детей в раннем возрасте встречаются

такие искажения звукослоговой структуры слова, как: метатезис

(перестановки, пропуски или добавления слогов, упрощения кластеров

и др. Эти искажения являются физиологически обусловленными. В

случае наличия речевой патологии возрастные нарушения слоговой

структуры не исчезают сами из детской речи, а становится еще более

выраженными и стойкими. Отсутствие должного внимания и

недостаточность коррекционных мероприятий по своевременному

устранению нарушений звукослоговой структуры слова в дошкольном

возрасте приводит к значительным трудностям коррекции этих

нарушений в школе. Эффективность логопедического воздействия

зависит, прежде всего, от своевременного его начала.

Также, по мнению Т. А. Титовой, нарушения звукослоговой

структуры у детей с общим недоразвитием речи слова носят

продолжительный характер и встречаются всякий раз, когда ребенок

сталкивается с новой, сложной для него звукослоговой и

морфологической структурой слова [5].

К нарушениям звукослоговой структуры слова у дошкольников с

общим недоразвитием речи Т. А. Титова относит:

пропуски звуков и слогов (элизия, например, «лимон» -

«мон»;

перестановки звуков и слогов, или метатеза, например,

«табуретка» - «батуретка»;

полное или частичное уподобление звуков и слогов, или

явление дистантной ассимиляции, которая может носить как

прогрессивный, так и регрессивный характер, например, «мамароны» -

«макароны»;

добавление звуков и слогов, например, «медведьведь» -

«медведь»;

контаминации (смешения, например, «я поломою» - «я мою

пол»;

замена одних звуков другими, например, «тулять» - «гулять»;

упрощение стечения согласных в слове, например, «тол» -

«стол»;

искажения структуры слов до неузнаваемости : «болитка» -

«коробочка»;

преждевременное произнесение последующего звука в слове

(антиципация, наиболее часто встречающаяся ошибка - искажение

стечения согласных, например, «чени» - «черный» [5].

Соотношение указанных ошибок в звукослоговой структуре у детей

неоднородно: некоторые ошибки встречаются редко, а некоторые

наоборот – чаще. Так, наиболее часто встречаются в устной речи детей

с ОНР такие искажения звукослоговой структуры слова, как пропуски

звуков и слогов, упрощение стечения согласных.

Характеризуя уровни речевого развития, Р. Е. Левина отметила, что

по типу нарушений слоговой структуры слова можно диагностировать

уровень речевого развития [3]. Выделяются такие особенности

воспроизведения слоговой структуры слова у детей с общим

недоразвитием речи:

I уровень– ограниченная способность воспроизведения слоговой

структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и

двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция

к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики –

«ку»).

II уровень– дети могут воспроизводить контур слов любой

слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным.

Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и

двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто

наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и

нескольких звуков (звезда – «визьга»). В ряде случаев происходит

укорачивание многосложных структур (милиционер – «аней»).

III уровень– полная слоговая структура слов, в качестве

остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса –

«кобалса»). Нарушение слоговой структуры слова встречается

значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых и

сложных слов.

Т. Б. Филичева, характеризуя нарушения звукослоговой структуры у

детей IV уровня речевого развития, отмечает, что такие дети производят

на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Однако, понимая

значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический

образ. Затруднения возникают при воспроизведении новых слов,

сложных по звукослоговой структуре [7].

Таким образом, искажения звукослоговой структуры не только

входят в структуру речевого дефекта при ОНР, но возможности

воспроизведения слов различной слоговой структуры позволяют

определить уровень речевого развития ребенка, что позволяет более

дифференцированно строить логопедическую работу по коррекции

данного речевого нарушения.

В настоящее время в теоретической и практической литературе по

дошкольной логопедии достаточно подробно разработаны методы и

приемы коррекции недостатков звукослоговой структуры слова у детей с

ОНР (Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Е. Ф. Соботович, З. Е. Агранович, Т. А.

Ткаченко и др.). Поскольку стойкое искажение звукослоговой структуры

слова у детей старшего дошкольного возраста объясняется

недоразвитием фонематического слуха, преодоление этого нарушения

достигается путем целенаправленной логопедической работы по

коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Так, А. К. Маркова выделяет 2 направления работы по

целенаправленному формированию слоговой структуры слова,

осуществляющихся параллельно друг другу:

1) обучение правильному произношению слов путем их

многократного проговаривания и заучивания на материале нормативно

произносимых ребенком звуков. Данная работа должна быть тесно

связана с активизацией речи ребенка, наполнением его словарного

запаса;

2) усвоение структуры слогов и слов на этапе автоматизации

недавно введенных в речь звуков [4].

По мнению Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, логопедическая работа

по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова должна

включать формирование произносительных навыков, развитие

фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционное обучение предусматривает также формирование

определенного круга знаний об окружающем и расширение объема

словаря [7].

Однако, в последних работах, посвящённых данной проблеме,

указывается на значимость в формировании слоговой структуры слова

неречевых процессов (Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина; Т. А. Титова).

Так, исследования слоговой структуры слова у детей с

недоразвитием речи, проведенные Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной,

доказывают, что такие неречевые процессы, как оптико-

пространственная ориентация, динамическая и ритмическая

организация движений и действий, способность к серийно-

последовательной обработке информации являются базовыми

предпосылками усвоения слоговой структуры слова [1].

Поэтому, в логопедическую работу необходимо включать не только

собственно коррекцию нарушений звукослоговой структуры слова, но и

формирование неречевых процессов, обеспечивающих

воспроизведение слов различной слоговой структуры.

Таким образом, речь детей с общим недоразвитием речи

изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении

звукослоговой структуры слова, которые отмечаются не только в

самостоятельной речи детей, но и даже в отраженной речи. Данный

недостаток обусловлен несформированностью речевых и неречевых

предпосылок становления звукослоговой структуры слова таких как,

слуховое восприятие и фонематическое восприятие, способность к

динамической организации движений, способность восприятия и

воспроизведения ритма и т. д. Поэтому ведущее место в системе

логопедической работы необходимо отводить не только коррекции

недостатков звуковой стороны речи и развитию фонематического

восприятия, но и формированию неречевых предпосылок, являющихся

базовыми для формирования слоговой структуры слова.

Список литературы

1. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова :

обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-

методическое пособие. – М. : Книголюб, 2005.

2. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического

строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: Союз, 2006.

3. Левина Р. Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей /Р.

Е. Левина // Специальная школа. - Москва, 2004. - Вып. 4.

4. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым

структурированием детьми с ОНР // Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.,

1963.

5. Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их

коррекция у детей с речевой патологией. -Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ

им. А. И. Герцена, 2003.

6. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры

слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. Пособие

для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2002.

7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего

недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое

пособие. - М. : Айсрис-пресс, 2008.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 21 мая 2024 в 20:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Алмаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД