Лучший педагог года

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ц]-[ч]»

наталья егорова
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ц]-[ч]»

Конспект ООД в старшей группе

по развитию речи :

«Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

Выполнила:

Егорова Н. А.

2022г

Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „Дифференциация звуков [ц]-[ч]“» размещена в разделах

Цель: формировать умение дифференцировать звуки «Ч»«Ц» : слышать и различать в слогах, словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, подбирать слова на заданный звук.

Задачи:

Образовательные: умение различать звуки «Ч», «Ц»; расширение и активизация словаря; дифференциация звуков и букв «Ц», «Ч»; упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие : совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов; развитие общей и мелкой моторики; развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия, ориентации в пространстве.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, умение работать в подгруппах, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа

Индивидуальная работа: проработка слогов и слов с заданным звуком.

Материалы и оборудование: карточки, сумка Айболита, мяч, конверт с заданием, свечка, очки, полотенце, упаковка чая.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, а что это за сумка у нас стоит? Может Саша это твоя? (ответы детей)

Нет? А может Даша твоя (ответы детей) Тоже нет?

Давайте посмотрим, что там?

Воспитатель с детьми подходят к сумке.

Действительно, здесь записка. Прочитаем (ответы детей)

«Дорогие ребята! Это доктор Айболит. Я очень тороплюсь уехать в Африку и вылечить зверей. Но я так занят, что не успеваю собрать свою сумку. Мне рассказали, что в вашем садике очень добрые и отзывчивые дети. И вы поможете собрать все необходимое. В сумке список вещей, но не простой, а зашифрованный. Только после выполнения заданий, можно узнать, что же необходимо собрать. Я очень прошу помочь мне. Заранее благодарен»

Ребята, а вы знаете, кто такой доктор Айболит? Из какой он сказки? (ответы детей)

Ну что нам надо сделать? (Ответы детей) Поможем? Интересно (ответы детей)

Помогите мне открыть сумку.

Открываем сумку.

Посмотрите, а здесь запечатанные конверты, они, наверное, с заданиями.

Давайте посмотрим, что же за задания оставил нам доктор Айболит. Не хотите ли присесть?

Ребята! А здесь подсказка. Все вещи, которые хотел собрать Айболит, имеют два определенных звука. А что бы понять, что это за звуки, давайте проговорим одну поговорку.

«У черной курицы четыре цыпленка».

Давайте все вместе повторим. Повтори скороговорку Яна, Митя, Илюша. (дети повторяют скороговорку)

Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке? (звуки «Ц» и «Ч»)

Выставляется картинка с буквой «Ч».

Давайте расскажем про звук «Ч».

Произнесите звук «Ч». Звук «Ч» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? (мешает) Что мешает ему? (язык и зубы) Мы можем пропеть его? (нет)Нет, значит какой это звук? (значит звук согласный) Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его свободно пропеть как, например, звук «А».

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет? Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ч-ч-ч-ч.

Он глухой.

Значит, какой звук «Ч», Ярослав? (глухой)

Молодец.

Придумайте слова со звуком Ч в начале слова. (чайник, чашка, часы, чайка, черепаха, червяк, чеснок)

Давайте посмотрим на другую картинку и расскажем про звук «Ц».

Выставляется картинка с буквой «Ц».

Произнесите звук «Ц». Звук «Ц» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? (мешает) Что мешает ему? (мешает язык и зубы) Мы можем пропеть его? Нет, значит, какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его пропеть как.

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет? Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ц-ц-ц-ц.

Он глухой.

Кто хочет рассказать? Миша Рыжаков, расскажи нам про звук «Ц», только полным предложением, какой он? (звук «Ц» согласный, глухой)

Очень хорошо.

А теперь давайте подумаем, какие есть слова со звуком «Ц» в начале слова. (цирк, цифры, цветок, цапля, царь)

Ребята все вещи, которые должен собрать Айболит, имеют звук «Ч» или «Ц».

Первая вещь-полотенце.

Ребята, а полотенце нужно в дорогу? А для чего? (ответы детей)

2. Открываем первый конверт.

А здесь задание, которое называется «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я.

Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют:

ц-ц-ц; ч-ч-ч; ц-ч-ц;

ц-ч-ч; ч-ц-ч; ч-ч-ц;

Ча – ца–цаца – цу –чи

Чи – ци–чиац – уц - ча

Ач – ач – цу чу – ча – ци.

(Каждый ребенок произносит индивидуально).

Ребята, вы справились с заданием, вот для вас карточка из списка необходимых вещей. Только вот не могу понять, что здесь написано. Цай или чай. Как правильно? (ответы детей)

Давайте начнем собирать вещи для Айболита в сумку. А как вы думаете, чай нужен в дороге? Зачем? (ответы детей)

Давайте с вами немного отдохнем. Давайте встанем. Повторяйте за мной слова и движения.

Озорной цыпленок жил, (имитируем озорного цыпленка)

Головой весь день крутил.

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать

Поднимать и опускать.

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Наклонился влево, вправо.

Хорошо на свете, право!

А потом пошел гулять,

Червячка себе искать. (Имитируем поиск)

Присаживайтесь.

3. Следующий конверт с заданием. А здесь задание-игра «Слушай внимательно». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуком «ц». Если вы услышите, звук «ц» – хлопните по ножкам. Вот так.

Воспитатель показывает движения.

ч, ц, ц, ч, ц, ч, ч, ц,

ач, уч, оц, иц, ач, ча, ци, ца,

ночь, час, цель, дочь, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, пальчик, очки, печенье, царь.

Молодцы, справились, ошибались очень редко. Вы меня порадовали, вы такие внимательные.

Открываем конверт, а там опять непонятное слово. Оцки. Или как правильно сказать? (ответы детей) Очки! Какой звук мы слышим? Звук «Ч». Ира, повтори пожалуйста. Теперь давайте найдем картинку очков и положим их в сумку к доктору.

А как вы думаете, очки нужны Айболиту в дороге? Зачем? (ответы детей)

4. Здесь такое задание. Чебурашка и Цыпленок предлагают нам поиграть. Надо разложить картинки по домикам. Картинки со звуком «Ц» в домик к цыпленку. А картинки со звуком «Ч» в домик с Чебурашкой. Мы разделимся на команды.

Дети выполняют задание.

Давайте проверим, правильно ли вы разложили.

Проверяем вместе домик Чебурашки и домик Цыпленка. Находим ошибки. Проговариваем слова.

Проговорите слово и определите, где находится звук, в начале, середине или в конце слова.

Молодцы, справились с заданием.

5. Следующее задание. А здесь игра «Большой – маленький». Становитесь быстро в круг, поиграем в игру. Я буду говорить слово и бросать мяч, а вы слово превращайте в уменьшительно-ласкательное и бросайте мне мяч обратно. Например, «Птица – птичка».

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Молодцы, давайте посмотрим, что же еще надо собрать в дорогу доктору Айболиту.

Воспитатель открывает конверт.

Слово «свецка». Или как правильно сказать? Свечка! Какой звук в середине? Звук «Ч». Давайте уберем свечку к Айболиту.

Молодцы, вот мы и собрали вещи для доктора Айболита, теперь он быстро сможет отправиться в Африку и вылечить больных зверей.

Рефлексия

О каких звуках мы говорили на занятии? Какое задание вам понравилось? Что показалось сложным? Как вы думаете, помогли мы доктору Айболиту (ответы детей)

В окончании нашего занятия я предлагаю вам нарисовать список вещей в дорогу, чтобы Айболит точно не потерял его и ничего не перепутал. И еще подумайте, что может взять с собой Айболит, в которых есть звуки «Ц» и «Ч». Проходите за столы и приступайте к работе.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение)Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение) Сделать игру – это одно, а вот суметь рассказать о ней, представить свою работу – совсем другое. С детьми старшей группы, в рамках работы.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ц]-[ч]»
Опубликовано: 17 марта 2022 в 10:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД